07 августа 2020 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Религия

Иерей Александр БАЛЫБЕРДИН, иерей Сергий ГОМАЮНОВ
Вятская епархия в прошлом и настоящем

К 350-летию создания

Иерей Александр Балыбердин — кандидат исторических наук, секретарь Вятской епархии;

иерей Сергий Гомаюнов — кандидат исторических наук, ректор Вятского Духовного училища

В 2007 г. исполняется 350 лет со времени возникновения Вятской епархии, одной из крупнейших северных епархий Русской Православной Церкви. Создание епархии стало итогом длительного процесса устроения церковной жизни на Вятской земле.

Вятская земля в доепархиальный период

История Православия в Вятском крае уходит своими корнями в последние десятилетия XII века, когда выходцами из Новгородской республики были основаны первые русские православные поселения на Вятской земле — Никульчино, Котельнич, Хлынов, построены первые храмы, учреждены первые крестные ходы. Об этом рассказывают известные памятники вятской письменности «Повесть о стране Вятской», «Сказание о вятчанех», «Летописец старых лет», сведения которых подтверждаются новейшими данными археологии.

Вятская страна быстро наполнялась русскими поселенцами — христианами, которые «с Устюга Великаго и с Двины и от многих различных стран приходяще в Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви в уездех по селам поставляющее» (ПСВ). Со временем ведущее место среди всех вятских поселений стал занимать город Хлынов (Вятка), впервые упомянутый в общерусских летописях в 1374 году. В его возвышении в начале XV века важную роль сыграло перенесение Великорецкого образа Святителя Николая, чудесно обретенного в 1383 году на реке Великой и впоследствии прославившегося многими чудесами и исцелениями. Тогда же возникла традиция ежегодного Великорецкого паломничества, уже более шести веков животворящая историю Православия на Вятской земле.

Общественное устройство Вятской земли и церковно-административное подчинение вятского духовенства в XII-XV веках до сих пор является предметом дискуссии. Но несомненно одно: в церковном отношении вятчане были достаточно самостоятельны. Об этом свидетельствует Послание Святителя Ионы митрополита Московского, направленное на Вятку в середине XV века. Из него видно, что никакого органа центрального управления церковными делами или человека, наделенного такими полномочиями, в те годы на Вятке не было. Послание обращено ко всему вятскому духовенству. Святитель Иона строго разбирает те дела вятчан, о которых ему было известно, и призывает их быть христианами не только по названию, но жить по заповедям Божиим.

Между тем возвышение Московского княжества и последующее объединение вокруг него русских земель стремительно вовлекали Вятскую землю в общий ход всероссийской истории. Решающее значение для этого имели походы московских князей и воевод на Вятку, завершившиеся в 1489 году ее покорением и вхождением в состав Московского государства. После этого Вятская земля в церковном отношении попала под начало московского митрополита, однако еще долгие годы эта связь оставалась формальной, прежде всего, по причине удаленности и труднодоступности Вятской земли из-за окружавших ее лесов и болот.

Важнейшее значение для оживления церковных отношений между Вятской землей и митрополией имело принесение в Москву в 1555 году чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. Встреча образу была устроена высокоторжественная — 29июня у ворот Симонова монастыря его с почетом встречал царь Иван IV, а у Фроловских ворот Московского Кремля — сам Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Вятская икона была торжественно внесена в Кремль и поставлена «в соборной церкви Пречистыя честнаго и славнаго ея Успения, царствующаго града Москвы, против митрополичья места, ...и в церкви безчисленное исцеление приемлющее от образа святаго Чюдотворца Николы, больнии, и слепи, и хромии». По преданию, Святитель Макарий собственноручно поновлял эту вятскую святыню, которую глубоко и сердечно полюбили москвичи. Великорецкая икона пробыла в столице более года. По указу царя Ивана IV с нее был написан точный список и поставлен в новосозданном «храме Покрова святой Богородицы надо рвом» (соборе Василия Блаженного), один из приделов которого 29 июля 1555 года был освящен в честь Великорецкой иконы. Лишь через год, в августе 1556 года она была отпущена в Хлынов. В ноябре 1614 года по просьбе царя Михаила Феодоровича Романова Великорецкий образ еще раз посетил столицу России.

Тогда же в 1555 году была учреждена Казанская епархия, в которую кроме казанских городов вошли также земли в нижнем течении реки Вятки. Памятником тех времен является Благовещенская церковь г.Яранска — старейший каменный храм, возведенный в 1652 году по грамоте Казанского епископа. Однако в целом Вятская земля, скрытая за непроходимыми лесами и болотами, населенными не всегда дружелюбными вотяками и черемисами, осталась в недосягаемости от епархиальной власти. Тем более значительно удаленные от Казани города в среднем течении реки Вятки, которые оставались под властью Московского митрополита, а с 1589 года — Патриарха. Поэтому многие вопросы решались непосредственно в Москве.

Судьбоносным для дальнейшего развития Православной Вятки стал 1580 год, когда высочайшим указом царя Ивана IV в г.Хлынове была учреждена первая монашеская обитель — Свято-Успенский мужской монастырь. Он был основан преподобным Трифоном Вятским — выходцем из архангельских крестьян, аскетом, тружеником и молитвенником, ранее подвизавшимся в пермских пределах. Обитель преподобного Трифона стала поистине духовным сердцем Вятского края: ее наместники и насельники способствовали распространению и укреплению Православия в центральных и южных районах области, отсюда получили начало образование, книжное дело, иконопись, церковно-певческое искусство. Комплекс Свято-Успенского Трифонова монастыря является уникальным памятником церковной архитектуры. Главная святыня обители — мощи преп. Трифона, в день памяти которого 8/21 октября ежегодно в стенах монастыря совершаются епархиальные торжества с участием тысяч паломников.

С Трифоновым монастырем связаны имена многих святых и подвижников благочестия, в том числе святого блаженного Прокопия Вятского (†1628), преподобного Стефана Филейского (†1890), священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского (†1934). Одновременно с преп. Трифоном в северных районах области подвизался его современник — преподобный Леонид Устьнедумский (†1605), трудами и молитвами которого были просвещены земли по рекам Лузе и Юге. Тогда же в г.Хлынове был основан Преображенский девичий монастырь (1624) — старейшая на Вятке женская обитель, которая в последующие века играла заметную роль в жизни епархии.

В середине XVII века Вятская земля еще раз оказалось в центре внимания всей Русской Православной Церкви. В 1647 году центральные районы Московского царства опустошила губительная эпидемия моровой язвы. Задела она и некоторые вятские поселения. Жители Хлынова слезно молились перед Нерукотворным образом Спасителя — новой городской святыней, незадолго до этого прославившейся дивными исцелениями. И Господь ответил на их молитвы: смертельная болезнь обошла Хлынов стороной. Москва же сильно пострадала. Тогда уже в следующем 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича Вятский Спас был привезен в первопрестольную. Фроловские ворота, через которые образ был ввезен в Московский Кремль, с того времени стали называться Спасскими. Затем это название перешло и на возведенную над этими воротами Спасскую башню — главную башню Московского Кремля. Глубоко почитая вятский образ, царь Алексей Михайлович повелел направить в Хлынов его точный список, а саму икону оставить в первопрестольной, в особо почитаемом Романовыми Новоспасском монастыре.

Образование Вятской епархии

Посещение Вятским Спасом стольного града Москвы было уже третьей встречей со святынями Вятской земли, которая в середине XVII века вновь стала играть заметную роль в общероссийской и церковной истории. Расположенный на Большой Сибирской дороге, Хлынов еще в 1554 году получил исключительное право торговли с Великой Пермью и караванами отправлял пермскую соль вниз по Вятке. Через сто лет он превратился в один из самых крупных и влиятельных городов Северо-Восточной Руси: в 1654 году в нем было более 700 дворов, два монастыря, более десятка церквей, из которых особым вниманием горожан пользовалась соборная церковь Святителя Николая (в ней с 1551 года пребывал его чудотворный Великорецкий образ). Настоятель этого храма являлся главой вятского духовенства. Большой духовный авторитет среди клириков и прихожан имели также наместники Свято-Успенского Трифонова монастыря — архимандриты и игумены. И все же дальнейшее развитие Православия в столь населенном и удаленном регионе настоятельно требовало учреждения епархиальной кафедры и архиерейской власти.

Этому предшествовали важные события, которые еще раз явили Промысл Божий о Вятской земле. Ранней весной 1657 года на нее обрушилась моровая язва, которая на этот раз была особенно губительной. По рассказам современников, в Хлынове священники не успевали погребать умерших. Болезнь отступила только после того, как в четвертое воскресенье Великого поста священнослужители с властями и всеми горожанами совершили вокруг города Крестный ход с Нерукотворным образом Спасителя — точным списком Вятского Спаса. С этого дня в Хлынове более не было заболевших — город был спасен. Это был явный знак милости Божией, предвосхитивший большие перемены в духовной жизни Вятской земли.

Они произошли в октябре 1657 года в Москве на Поместном Соборе, решением которого, волею царя Алексея Михайловича и благословением Патриарха Никона была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в г.Хлынове. Как было сказано в соборном определении: «Страна, именуемая Вятка, отстоящи от царствующего града Москвы многим расстоянием, и есть оная страна и места имущи многочеловечны, и сего ради требует своего ей архиерея и пастыря».

В состав новоучрежденной епархии вошла Вятская страна, включавшая пять городов — Хлынов, Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того, в ведение вятского епископа отошла Пермь Великая, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу; Кайгородского уезда, вотчин Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших Патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке — река Сылва, приток Чусовой, на юге — линия от Кукарки к востоку, на западе — населенные места между реками Вяткой и Ветлугой, на севере — верховья Камы и Вычегды. Всего новоучрежденная епархия включала в себя 138 церквей.

5 декабря 1657 года управляющим епархией с титулом епископа Вятского и Великопермского был назначен епископ Александр (1657–1674), переведенный на Вятку с коломенской кафедры. В Хлынов владыка Александр прибыл в воскресенье 4 апреля 1658 года и правил вятской кафедрой в течение 15 лет. Годы его правления пришлись на непростой и трагический период церковного раскола, в сочувствии которому епископ Александр приносил покаяние на Соборе 1666 года. Известно, что владыка Александр не раз выражал желание покинуть вятскую кафедру, назначение на которую для него было чем-то вроде «почетной ссылки» из более близкой к столице и царю Коломны. Первое десятилетие своего правления он провел преимущественно вне Вятки, подолгу проживая в Москве. Так что долгие годы соборной Никольской церковью г.Хлынова и всеми приписанными к ней землями ведал не он, а «протопоп с братьею», — все это было передано епископу Александру только в январе 1669 года, положив начало созданию Архиерейского дома. Но и после этого владыка часто покидал епархию, делая богатые вклады в Коряжемский монастырь, близ которого он родился и игуменом которого ранее был. Уже будучи вятским епископом, владыка Александр не раз посещал эту обитель. В январе 1674 года он окончательно покинул свою епархию, принял схиму и удалился на покой в родную Коряжму, где 17 декабря 1678 года отошел ко Господу в возрасте 75 лет. Вечной памятью о первом вятском епископе Александре стал его указ о праздновании явления чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая ежегодно 24 мая/6июня, что поныне неопустительно совершается.

Главные труды по созданию епархии Господь судил совершить преемнику владыки Александра архиепископу Ионе (Баранову), который возглавлял кафедру ровно четверть века — с 1674 год по 1699 год, и заслуженно может считаться одним из самых выдающихся архиереев за всю историю существования Вятской епархии.

Деятельный владыка Иона оставил о себе добрую память, прежде всего, как активный церковный строитель. С его именем связано строительство в Хлынове первых каменных храмов, начало которому было положено возведением в 1676-1683 гг. Свято-Троицкого кафедрального собора. Всего в годы правления владыки Ионы их было возведено более 20, в том числе дошедшие до нас Свято-Успенский кафедральный собор и Никольская надвратная церковь Трифонова монастыря, Преображенская церковь Преображенского женского монастыря и Царево-Константиновская церковь г.Вятки, Екатерининский кафедральный собор г.Слободского и Троицкая церковь с.Кстинино. Они и сегодня поражают нас своим величием и красотой.

Одним из самых значительных деяний этого периода стало прославление первого вятского святого — преп. Трифона Вятского. По благословению владыки Ионы в 1684 году при строительстве были обретены нетленные мощи преподобного святого, составлена служба ему, были написаны его первые иконы. Тогда же началось почитание и духовного чада преп. Трифона — святого блаженного Прокопия, который более трех десятилетий нес подвиг юродства в г.Хлынове (†1628).

Архиепископ Иона много сделал для осмысления местного исторического предания. В годы его правления появляются основополагающие для изучения вятской церковной истории работы — «Летописец старых лет», «Вятский временник», «Повесть о явлении Великорецкой иконы». Их автор — дьячок Богоявленского собора Семен Попов чуть позже написал и известную «Повесть о стране Вятской», в которой, по словам современных исследователей, «вся история России— это непрерывный рассказ о Божьей воле». Кроме того владыка Иона закрепил архиерейским благословением существовавшие на Вятке крестные ходы, установил почитание многих чудотворных икон (Тихвинского и Раифского образов Божией Матери, Архистратига Божия Михаила на камне, Вятского Спаса Нерукотворного и других).

Многогранная и плодотворная деятельность владыки Ионы получила признание еще при жизни: в 1682 году он был удостоен сана архиепископа. Владыка настолько горячо полюбил Вятскую землю, что когда ему поступило предложение о перемещении на суздальскую кафедру с возведением в сан митрополита, он просил оставить его на Вятке, где 85-летим старцем он и упокоился под сводами Кафедрального собора. Это промыслительно произошло 8/21 октября 1699 года в день памяти преп. Трифона, прославленного трудами архиепископа Ионы. В 1771 году над местом его погребения вятский воевода Николай Щербачев воздвиг гробницу, на которой была высечены слова:

«Здесь телом по трудам Иона почивает,

Но дух его в странах небесных пребывает;

Воздвигнув в честь Творца великолепный храм,

Воздвигнул ищущим спасения душам

Обители, нестройств житейских удаленны,

И сам, имев всегда дух к Богу воспаленный

Достоин, наконец, сей пастырь был того,

Что Вышний преселил в рай сладостей его».

До наших дней вятские люди сохраняют память об архиепископе Ионе как о выдающемся подвижнике и святом человеке, которого Господь избрал для созидания Вятской епархии. Сейчас епархиальная комиссия собирает материал о нем для прославления в лике местночтимых святых.

Вятская епархия в XVIII веке

В 1700 году с упразднения патриаршества начинается период петровских преобразований в церковных делах. Однако, как говорили еще в старину: «На Вятке свои порядки». Еще целую треть века Вятская епархия усилиями своих архиереев — архиепископа Дионисия (1700-1718) и архиепископа Алексия (1718-1733) — оставалась как бы в стороне от новых веяний и стремилась удерживать прежние традиции церковной жизни.

К тому времени Вятская епархия уже насчитывала 319 храмов, более 30 монастырей. Несмотря на запрет Петра I возводить каменные церкви, на Вятке их строительство не прекращалось. Не исполнялось и требование о прекращении строительства часовен. Даже болезненная для страны монастырская реформа и введение церковных штатов здесь почти никак не сказались. Все это было сознательной церковной политикой, которую проводили вятские владыки Дионисий и Алексий, рисковавшие не только своим местом, но и свободой и даже жизнью (известно, что архиепископ Алексий из-за связи с царевичем Алексием подозревался Петром I в государственной измене).

Петровская эпоха началась на Вятке после смерти Петра I с приездом сюда епископа Лаврентия (Горки) (1733-1737). Это был архиерей совершенно другого склада, принадлежавший к числу «птенцов гнезда Петрова». В нем сказались все плюсы и минусы наступившего Синодального периода.

Одной из самых главных забот владыки Лаврентия стало создание в Хлынове славяно-греко-латинской школы. Но в осуществлении своего намерения он столкнулся с упорным нежеланием духовенства отдавать своих детей в школу. Владыка жаловался Синоду: «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены, вси безмерно на соблазно прочим распустилися; вси не слушают: иные бегают, другие укрываются, а когда что и послушают, на вред моему смирению чинят, и неисповедимые покости мне делают». Дело доходило до нападений на архиерейский дом с дубинами и кирпичами. Много усилий пришлось положить епископу Лаврентию, чтобы сломить оппозицию и положить начало развитию духовного образования на Вятской земле.

Неприятие со стороны вятчан встретило и стремление епископа Лаврентия исполнить Петровский указ, запрещающий проведение крестных ходов. Попытка отменить Великорецкий крестный ход не увенчалась успехом.

На протяжении последующих десятилетий XVIII века действия епархиальной власти определялись церковной политикой правительства. Большинство вятских архиереев недолго пребывали на своей кафедре, в практику вошло частое перемещение.

Вплоть до конца XVIII века правительством и Синодом решался вопрос о границах Вятской епархии. Еще в 1764 году специальная комиссия по церковным имениям занялась росписью храмов по отношению их к кафедральным городам. В результате этой работы возникла страшная путаница в границах между Казанской и Вятской епархиями, которая устранилась только тогда, когда было решено совместить административные границы епархий и губерний. С 16 октября 1799 г. епархия стала именоваться Вятской и Слободской.

В результате всех этих преобразований в епархию вошло немало районов, населенных нерусским населением. XVIII век стал временем начала миссионерской деятельности. Особенно много для становления миссии среди вотяков сделал епископ Вениамин (Сахновский). Неслучайно многие вотяки тогда носили фамилию Владыкин и отчество Вениаминов — как крещенные самим владыкой.

Мощным ударом по жизни епархии стала реформа 1764 года по секуляризации церковно-монастырских земель. Как уже отмечалось, в Вятской епархии было более 30 монастырей. После реформы штатными монастырями оставлены только 5, да еще заштатных — 2. Потребовалось более 100 лет до того момента, когда вновь заметно оживится монастырская жизнь и явит не только новые монастыри, но и великих подвижников духа, таких как преп. Стефан Филейский — укоренивший традиции афонского старчества на вятской земле, автор многочисленных работ, написанных для простого народа; его ученик и продолжатель традиции старчества — преп. Матфей Яранский; духовное чадо преп. Серафима Саровского игуменья Слободского Христо-Рождественского монастыря Пульхерия (прославлена РПЦЗ); настоятельница Покровской общины игуменья Феврония и др.

Епархия в XIX — начале ХХ вв.

В XIX — начале XX вв. продолжалась работа по устроению жизни епархии. В начале ХХ века Вятская епархия относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения в России. По данным на 1908–1909, в ней насчитывалось 3 210 162 чел., которые составляли 89% населения губернии. В епархии находилось 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение 1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В 6 мужских и 7 женских монастырях подвизалось 202 монашествующих и 1304 послушника.

Все архиереи, занимавшие вятскую кафедру в этот период, отличались прекрасным образованием, многие из них были известны своими богословскими, гомилетическими и историческими сочинениями (например, епископ Агафангел (Соловьев), архиепископ Аполлос (Беляев), епископ Макарий (Миролюбов)). Все они много старались в деле храмового строительства, развития духовного образования, разворачивания миссионерской деятельности.

В наиболее обширных и населенных епархиях разрешалось создавать викариатства. В Вятской епархии в конце XIX в. были учреждены два викарных епископа — Сарапульский и Глазовский. Сначала первым викарием считался епископ Сарапульский, а с 1902 г. — Глазовский. Епархия делилась на 57 благочиннических округов по 10-30 приходов в каждом.

Одной из главных и, к сожалению, так и нерешенных проблем этого периода оставалось тяжелое положение духовенства. Еще с XVIII в. совершается переход к штатному формированию причтов. Реальная нагрузка на духовенство не оставляла для большинства из них никакой возможности основательно входить во все нужды своей паствы. В начале ХХ века в среднем по России на 1 священно- и церковнослужителя приходилось примерно 820 прихожан. В Вятской епархии этот показатель был еще выше — около 1160 чел., на некоторых приходах — до 3-4 тыс. чел. При этом в материальном отношении духовенство оставалось на уровне гораздо ниже, чем чиновники, военные, интеллигенция (врачи, учителя).

В 60-70 гг. XIX века правительство пыталось провести церковную реформу. Вятская епархия приняла активное участие в обсуждении возможных направлений ее реализации. Она стала одной из немногих, которую ставили в пример в таком деле, как создание церковно-приходских попечительств. Но бюрократический подход к реформе, лишивший Церковь свободы действия, в конечном итоге, свел на нет положительный потенциал этого многообещающего начинания.

Среди тех сторон жизни епархии, в которых проявились лучшие силы церковного духа, следует назвать развитие миссионерской деятельности. Она разворачивалась по нескольким направлениям. Ведущим являлась миссия среди старообрядцев, которых на конец XIX века насчитывалось до 80 тыс. чел. Другое направление— работа среди мусульман и язычников, которых было около 140 тыс. чел., и проживали они на территории 236 приходов Вятской епархии.

Развитие миссионерского дела во второй половине XIX века связано с именем настоящего подвижника, отдавшего всю свою жизнь делу миссии и просвещения — прот. Стефана Кашменского. Отец Стефан заложил основы методики ведения миссии и создал ряд структур, на которых держалась вся миссионерская деятельность епархии. Прежде всего, он разработал эффективную методику миссии среди старообрядцев, которую он изложил в ряде своих работ, выдержавших много изданий. В 1875 году прот. Стефан Кашменский основал в г.Вятке противораскольническую школу, в которой осуществлялась подготовка будущих миссионеров, в том числе и из тех, кто из раскола вернулся в лоно Церкви. Со временем у школы появилось и женское отделение. Еще одним важным делом отца Стефана стало создание Миссионерского Братства Святителя Николая Чудотворца, которое принял под свое покровительство великий князь Сергей Александрович. Братство открыло несколько десятков школ для детей и взрослых, выпустило немало духовных книг.

Работу среди инородцев взял на себя вятский комитет Православного миссионерского общества, созданного по инициативе Святителя Иннокентия (Вениаминова). Здесь также усилиями о. Стефана стали создавать школы для детей и взрослых, осуществляться подготовка миссионеров. Труды прот. Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.

Начало ХХ века стало временем серьезных испытаний на прочность всего церковного уклада. Революционные потрясения 1905-1907 гг. вызвали к жизни многие явления, расшатывающие сами основания церковной жизни. Серьезные позиции среди духовенства сумели занять обновленцы. Неожиданным оказалось самое активное участие в революционных событиях учащихся Вятской Духовной семинарии, которая стала центром всероссийского семинарского революционного движения. Серьезно осложнилось положение сельского духовенства в связи с участием в революции крестьян.

Большая заслуга в противостоянии этим процессам и последующем восстановлении нормального течения епархиальной жизни принадлежала епископу Филарету (Никольскому) (1904-1914). Владыка проводил разумную консервативную политику, сумел объединить вятское духовенство и даже образцово организовал кампанию по выбору депутатов в IV Государственную Думу, обеспечив победу правым кандидатам. За все это он не раз подвергался самым резким нападкам со стороны левой и либеральной оппозиции.

Духовное образование

Начало духовному образованию в Вятской епархии было положено в 1735 году, когда епископ Лаврентий (Горка) открыл в г.Хлынове славяно-греко-латинскую школу. На протяжении нескольких десятилетий школа испытывала очень большие трудности с преподавателями, материальными средствами, учебниками, учебными программами. Только к 70-м гг. XVIII века она превратилась в полноценную семинарию и стала, по признанию современников, одной из лучших в России среди провинциальных духовных школ. Число обучавшихся в семинарии воспитанников доходило до 400 и более человек.

Вятская Духовная семинария не избежала тех недостатков, которые проявились во всей системе духовного образования в XIX и, особенно, в начале ХХ века. Но все они покрываются славой достойных выпускников, которые всеми своими талантами, а порой и самою жизнью послужили Церкви и Отечеству. Среди них: свщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, свщмч. Михаил Тихоницкий и его сыновья митрополит Владимир, возглавлявший Западно-Европейский Экзархат, и архиепископ Вениамин Тихоницкий, которому пришлось поднимать из руин разгромленную в 30-е гг. ХХ в. епархию; свщмч. Мефодий Красноперов, епископ Петропавловский, свщмчч. Александр и Василий Агафонниковы, митрополит Палладий (Шерстенников), епископ Вениамин (Милов), архиепископы Пахомий и Аверкий (Кедровы), протопресвитер Александр Дернов, возглавлявший придворное духовенство и бывший духовником некоторых членов Императорской семьи, и многие другие.

Вятская семинария выпустила также и тех, кто принес известность отечественной науке: юрист К.А. Неволин, этнограф А.Г. Бессонов, геолог П.И. Кротов, академик медицины Н.В. Вершинин и другие. В своей речи на панихиде по П.И. Кротову один из его коллег по Казанскому университету сказал: «В XIX столетии университетская наука в России из рук культивировавших ее немцев перешла к русским профессорам, в значительном числе из питомцев духовной школы... П.И. Кротов прошел Вятскую Духовную семинарию и вынес из нее замечательную трудоспособность, которой отличался до конца жизни... Вот такие-то питомцы духовной школы, сочетавшие талант и любовь к работе, и создали славу русской науке».

Выпускники семинарии потрудились и в области культуры. Среди них назовем Е.И. Кострова, первого переводчика на русский язык Гомера, художника В.М. Васнецова.

После 1818 г. в епархии создано 6 духовных училищ, а также женское епархиальное училище. Епархия приняла активное участие в создании сети церковно-приходских школ, которых к концу XIX века насчитывалось более 1000 с количеством учеников около 33 тыс. чел.

Епархия после 1917 года

В 1917 год Вятская епархия вступила, имея более 1500 храмов, около 500 приходов, в которых служило почти 2000 человек, 13 монастырей.

Сразу же после перехода власти к Временному правительству в феврале-марте 1917 года епархия испытала на себе всю тяжесть новой «демократии». Началось вмешательство в епархиальные дела, правительство повело наступление на преподавание Закона Божия в школах.

Церковь стремилась укрепить себя перед грядущими испытаниями, что призван был сделать Поместный Собор 1917-1918 гг. В нем принимали участие вятские делегаты во главе епископом Никандром (Феноменовым). Во исполнение решения Собора произведены изменения в системе управления епархией. 2 (15) апреля 1918 года Собор принял «Определение о викарных епископах», согласно которому в Вятской епархии статус кафедр викарных епископов получили уездные центры: Слободской, Орлов, Глазов, Уржум, Котельнич, Яранск, Елабуга.

Советская власть начала наступление на Церковь. Владыка Никандр в ответ на декрет 20 января 1918 года, закрытие духовных учебных заведений, конфискацию епархиальной типографии и первые попытки ограбления храмов обратился к духовенству и мирянам епархии с посланием, в котором призвал встать на защиту церковного достояния «от кощунственного и насильственного захвата, в силу декрета, мыслимого лишь со стороны неверующих в Бога, явных слуг антихристовых».

В феврале 1918 года первые мученики за веру на Вятской земле открыли нескончаемый счет жертв безбожной власти: в Елабуге были зверски убиты прот. Павел Дернов и трое его сыновей. В сентябре в г.Орлове без всякого основания расстрелян свщмч. Михаил Тихоницкий.

С началом Гражданской войны гонения усилились. Вятская губерния находилась в зоне, прилегающей к военным действиям, поэтому здесь жестко проводилась политика «красного террора». Только с сентября по декабрь 1918 года репрессиям подверглись несколько десятков клириков и мирян, из которых 24 чел. расстреляно.

В 1918-1920 гг. на территории всей епархии произведена национализация церковного имущества. В ряде мест это вызвало волнения населения.

В октябре 1920 года был арестован епископ Никандр. С этого времени управление епархией стало переживать большие трудности. Несмотря на то, что с 1921 года ее возглавил епископ Павел (Борисовский), серьезно ощущалась дезорганизация системы управления, большая нагрузка легла на викарных епископов, которых к тому же часто перемещали.

Положение осложнилось в начале 20-х гг. подъемом обновленческого движения, которое в Вятской епархии получило сильные позиции. В борьбе с обновленцами особенно потрудился викарный епископ Глазовский священноисповедник Виктор (Островидов), за что немедленно был арестован.

В 20-30 гг. по епархии прокатилась волна репрессий, погромов, антицерковных кампаний. При этом самый главный и безжалостный удар гонители постарались нанести по столице Вятской земли— городу Вятке, который в декабре 1934 года был переименован в Киров и стал центром сначала самостоятельного края, а затем и области. В последующие годы в нем были варварски уничтожены самые древние и прекрасные соборы, расположенные в центральной части города — Свято-Троицкий кафедральный, Богоявленский, Воскресенский, Александро-Невский, построенный по проекту А.Л. Витберга, а также церкви Покровская, Сретенская, Всехсвятская, Владимирская, Богословская, Спасо-Хлыновская; превращена в антирелигиозный музей Серафимовская церковь. Остальные храмы были обезглавлены, осквернены и отданы различным городским службам и учреждениям.

Такую же судьбу разделили православные храмы, расположенные за пределами областного центра. Так, если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах, и это при том, что в 1940 году в состав Кировской области вошли новые северные районы, исторически богатые своими церквями. Каждый второй из закрытых богоборцами храмов был уничтожен.

Понятно, что добиться таких результатов можно было, только сломив сопротивление епархиального руководства. Безжалостная фраза сталинских времен: «если враг не сдается, то его уничтожают», в полной мере относится к судьбам правящих архиереев Вятской епархии. Еще в мае 1934 года в северной ссылке скончался священноисповедник викарный епископ Глазовский Виктор (Островидов). В течение 1937–1938 гг. были расстреляны практически все архипастыри, ранее управлявшие Вятской епархией — священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов), митрополит Ярославский Павел (Борисовский), бывшие викарные Яранские епископы Нектарий (Трезвинский) и Вячеслав (Шкурко).

В августе 1937 года был арестован управляющий Кировской епархией архиепископ Киприан (Комаровский). Он был обвинен карательными органами в шпионаже на японскую разведку и вместе с группой вятских священнослужителей 9 декабря того же года расстрелян во внутренней тюрьме НКВД г.Кирова. После расстрела владыки Киприана Вятская кафедра фактически перестала существовать. Аресты, допросы, пытки, ссылки и расстрелы священнослужителей продолжались даже в условиях начавшейся Великой Отечественной войны — в августе 1941 года по решению Верховного Суда Коми АССР был приговорен к расстрелу епископ Стефан (Знамеровский), предшественник владыки Киприана на Вятской кафедре.

Всего по данным Книги памяти жертв политических репрессий с 1918 по 1953 год в Вятской губернии (Кировском крае, Кировской области) было репрессировано 8 архиепископов и епископов, 5 протоиереев, 422 приходских священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просфорниц, 23 председателя церковных советов, 82 других причастных к церкви лиц. При этом 150 человек расстреляны за религиозные убеждения, 336 заключены в лагеря и тюрьмы, 158 высланы в Северный край, Сибирь, Казахстан. Работа по реабилитации незаконно репрессированных еще не закончена, поэтому приведенные выше цифры с годами будут только увеличиваться.

Восстановление епархии. Епархия в послевоенные годы

Начало Великой Отечественной войны временно остановило дальнейший разгром Церкви. В 1942 г. по требованию верующих власти пошли на открытие в областном центре одного храма и еще пяти в сельской местности. А 14 декабря 1942 года была восстановлена архиерейская кафедра: сан епископа Кировского и Слободского принял владыка Вениамин (Тихоницкий), незадолго до этого возвращенный из мест заключения.

За период своего правления владыка Вениамин добился того, что епархия буквально стала подниматься из руин. К концу 50-х гг. в епархии уже действовало 80 храмов, в которых совершали свое служение 97 священников и 21 диакон. Заметно возросла религиозность населения, в том числе и среди коммунистов, особенно на селе. Восстанавливаются несколько крестных ходов.

Однако уже с конца 50-х гг. начинаются хрущовские гонения на Церковь. Основной задачей епископов Поликарпа (Приймака) и Иоанна (Иванова) стало сдерживание удара репрессий. И все-таки потери были очень значительные. В результате антицерковной кампании 1958-1964 гг. Кировской епархии был нанесен значительный ущерб. Лишены государственной регистрации и прекратили свою деятельность 41 православная община, число штатных клириков сократилось до 46 человек, в том числе священников — до 35, диаконов — до 11. Власти сделали все, чтобы уничтожить Великорецкий крестный ход, хотя до конца им это так и не удалось.

В последующие годы усилиями епископа Владимира (Котлярова) и архиепископа Мстислава (Волонсевича) происходила борьба за то, чтобы сохранить то немногое, что имелось и поддержать богослужебную жизнь приходов.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру прибыл епископ Хрисанф (Чепель). К тому времени в епархии действовало 33 прихода, на которых несли служение немногим более 30 клириков. Служение владыки Хрисанфа, ныне Митрополита Вятского и Слободского, совершается и доныне, без малого 30 лет. Этот период включает в себя и последний этап жизни епархии при советской власти, и начало нового возрождения церковной жизни с конца 80-х гг.

Уже в 1987 году владыка Хрисанф поднимает вопрос об открытии в Кирове второго действующего храма. Передача Троицкого собора епархии стала событием, вызвавшим международный резонанс: для подтверждения этого факта город посетила делегация Конгресса США. Так было положено начало возвращению и строительству храмов.

С 1989 года возобновилось открытое совершение Великорецкого крестного хода. В 2000 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус всероссийского. В 1995 году возрожден древнейший крестный ход в село Никульчино — первое православное поселение на Вятской земле, которое в августе 2006 года отметило свое 825-летие. Ежегодно более 1500 паломников собирает крестный ход в д.Климковка Белохолуницкого района. Возрождены общегородские крестные ходы в гг.Слободском, Котельниче, Уржуме, Яранске.

Появление новых храмов поставило важнейшую задачу — решение кадровой проблемы. Усилиями владыки Хрисанфа 1 марта 1991 года начались занятия в Вятском Духовном училище. И сегодня почти половина священно- и церковнослужителей епархии — это выпускники училища.

Тогда же весной 1991 года началось издание епархиальной газеты «Вятский епархиальный вестник». При Серафимовском соборе стали проходить первые встречи православной молодежи, а осенью начались занятия для детей и взрослых в Епархиальной воскресной школе. В осуществлении этих новых для епархии инициатив большую помощь оказывал священник Валентин Чаплин, сменивший в должности секретаря епархии протоиерея Александра Могилева, рукоположенного в 1989 году по представлению архиепископа Хрисанфа в сан епископа Костромского и Галичского.

Важнейшим событием новейшей истории Вятской епархии стало посещение ее в октябре 1994 года Святейшим Патриархом Алексием II. Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в восстановленном Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря; посетил церкви областного центра, в том числе недавно переданный епархии храм Иоанна Предтечи, Свято-Троицкий женский монастырь в слободе Макарье и первый в России храм в честь Новомучеников и исповедников Российских; посетил Троицкий храм с.Кстинино, строящийся Всехсвятский собор г.Кирово-Чепецка и воскресную школу при нем; освятил закладной камень в основание в г.Кирове новой церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

Визит Святейшего Патриарха подвел черту под периодом противостояния светских и церковных властей в Кировской области, заложил основы для их дальнейшего сотрудничества. Сегодня Вятская епархия сотрудничает со множеством организаций и учреждений. Со многими отношения закреплены двусторонними договорами и соглашениями. Ежегодно обновляются подобные соглашения с Правительством Кировской области и администрацией г.Кирова. В 2007 году были подписаны соглашения о сотрудничестве с областным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний и Вятским государственным гуманитарным университетом, на базе которого начата подготовка преподавателей предмета «Основы православной культуры» для школ области.

Свидетельством высокого духовного подъема в жизни епархии стала канонизация святых, которая не совершалась с конца XVII века. 23 ноября 1997 года к лику местночтимых святых Вятской епархии причтен преп. Матфей Яранский. 22 октября 2000 года прошли торжества в честь канонизации священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Впоследствии были совершены еще две канонизации: в июле 2002 года в лике местночтимых святых прославлен преп. Стефан Филейский, в сентябре 2003 года в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено имя священномученика Михаила Тихоницкого.

Сегодня в епархии 220 приходов и 8 монастырей, в том числе 3 мужских и 5 женских. В штате епархии — 195 священников и диаконов, среди них 11 клириков в монашеском сане. Богослужения совершаются в 185 приходских и 11 монастырских храмах, 33 молитвенных домах и 27 часовнях. В пределах областного центра действует 20 церквей, возводятся 3 новых храма. С каждым годом увеличивается число домовых церквей — сегодня в епархии 6 больничных и 2 воинских храма, 8 церквей открыто на территории исправительных учреждений.

В октябре 2004 года решением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь в с.Великорецком — месте явления чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. Сегодня к нему обращено особое внимание епархии. Братия монастыря пока невелика, но живет в трудах и молитвах. С его созданием надежда на возрождение этого святого места, известного всей России, еще более окрепла. 6 июня 2007 года Николо-Великорецкий монастырь стал центром Всероссийских торжеств, в которых приняли участие 30 тысяч паломников со всей России. В июне 2007 года Великорецкая икона, впервые за многие десятилетия, совершила водное путешествие на корабле «Святитель Николай» по реке Вятке, посетив более 40 приходов и монастырей. Это были незабываемые встречи, преисполненные радости и надежды на духовное возрождение Вятской земли.

С развитием церковной жизни получила свое развитие и структура епархиального управления. С 1998 года действует Миссионерско-образовательный отдел, координирующий вопросы православной миссии. Начиная с 1996 года в епархии ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, из которых, как из доброго семени, выросли Вятская православная гимназия во имя прп. Трифона Вятского, православный детский сад, Дни славянской письменности и культуры на Вятской земле, ежегодная конференция по церковному краеведению, архиерейская Рождественская елка, фестиваль церковных хоров, православные детские лагеря, ежегодные миссионерские поездки преподавателей и воспитанников Духовного училища по отдаленным приходам епархии.

Впоследствии были созданы еще три епархиальных отдела: Воинский — для духовного окормления военнослужащих, Издательско-информационный — для координации работы со средствами массовой информации, издания епархиальной газеты, деятельности официального интернет-сайта епархии, а также Молодежный отдел, который в июне 2007 года выступил организатором проведения в Свято-Успенском Трифоновом монастыре г.Кирова (Вятки) Миссионерского форума Приволжского федерального округа по теме «Православная миссия среди молодежи». Тогда же состоялся первый выпуск воспитанников Вятской православной гимназии, которая недавно переехала в историческое здание, расположенное на центральной площади города.

24 июня 2007 года в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Вятский и Слободской Хрисанф был удостоен высоких наград: Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АлексиемI— Ордена святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным — Ордена Почета. Эти высокие награды свидетельствуют о том, что под омофором митрополита Хрисанфа Вятская епархия стремится к восстановлению полноты церковной жизни, во благо Святого Православия и всей Вятской земли.

(30 января 2008 г.)


Читать комментарии ( 1 )

Алексей Мусихин (23.11.09 00:04)
Отец Александр!
В статье написано: "основополагающие для изучения вятской церковной истории работы — «Летописец старых лет», «Вятский временник», «Повесть о явлении Великорецкой иконы». Их автор — дьячок Богоявленского собора Семен Попов". Вы же знаете, что это не так, Попов был автором только "Вятского временника". На основе данной ошибки некоторые читатели уже делают неверные далеко идущие выводы. Так что я прошу Вас поправить данную ошибочку.
С уважением,
Алексей Мусихин.

Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов