22 июля 2017 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Религия

Михаил Дронов
Рачук Г. Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря)

Предлагаемая вниманию работа московского православного историка Григория Рачука «Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря)» вышла по благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита в столичном издательстве «Паломник», что само по себе свидетельствует, как минимум, о богословской корректности издания. Однако мы хотели бы в первую очередь поприветствовать эту, по сути, монографию Г. Рачука как новый труд по истории Православия в Карпатской Руси. Главной фигурой, которой собственно и посвящена книга, является архимандрит Иов (Кундря) (1902–1985) — один из наиболее известных духовных подвижников края1 .

В предисловии автор рассматривает глубокие корни христианской веры в Карпатском регионе, которые он находит уже среди беженцев в Карпаты из Римской империи в конце I в. Любопытны вводные замечания автора о специфике сакральной архитектуры и богослужений этого наиболее западного уголка Руси. Здесь же мы находим краткий историософский очерк, посвященный тернистому пути Православной Церкви за Карпатами вплоть до начала ХХ в.

Г. Рачук обращает внимание на символичность того, что о. Иов (нареченный родителями Иваном) родился именно в 1902 г., когда начался новый этап борьбы за Православие, как раз в селе, где православное движение было наиболее сильным. Речь идет о селе Иза в регионе Мараморош, ныне разделенном между Закарпатской областью и Румынией. По данным Г. Рачука только за первую половину прошлого столетия село дало свыше 160 монашествующих, на основании чего он прямо называет Изу «селом святых».

Автор подробно рассказывает о семье, детстве будущего подвижника, его решении стать (вслед за своим старшим братом и овдовевшей матерью) православным монахом. С именем о. Иова непосредственно связано строительство скита в честь Пресвятой Троицы над селом Городилово. В 1937 г. Иван Кундря был пострижен в монашество с именем Иов. После возвращения в 1939 г. всей Подкарпатской Руси в состав Венгрии о. Иов бежал в братскую «Россию». Однако подобно другим русинским юношам русофилам, он, как потенциальный шпион, попал в воркутинские лагеря. Освобождение из страшных застенков принесла мобилизация в чехословацкий корпус генерала Людвика Свободы, в рядах которого о. Иов воевал против нацистской Германии. Сразу после войны монах служил охранником посольства Чехословакии в Москве. «…Из всех карпаторусских старцев только отец Иов столько времени провел в России, пережив здесь самый драматический, самый решающий, самый героический момент ее истории. Приняв в свою святую душу страдания великорусского народа от безбожных властей, он впоследствии как никто другой из подкарпатских русинов окормлял духовно множество людей именно из России», — свидетельствует Рачук.

После возвращения на родину о. Иов уже в 1947 г. стал игуменом Городиловского скита. Радуясь ликвидации Ужгородской унии в 1949 г., как отмечает автор, пастырь болезненно переживал административную украинизацию Закарпатья. Перипетии послевоенных десятилетий, особенно хрущевских гонений на верующих, также находят подробное изложение в книге Г. Рачука.

Особое внимание автор уделил пребыванию о. Иова в удаленном горном селе Малая Уголька (Монастырь), где подвижник провел последние десятилетия жизни вплоть до своей кончины в 1985 г. Именно здесь его навещали многочисленные духовные чада. Рассказывая именно об этом периоде, Г. Рачук приводит больше всего поразительных свидетельств из жизни старца.

Крайне интересны приведенные в книге цитаты из писем о. Иова, дающие представления о языке, которым он пользовался в корреспонденции. Его письменная речь органично объединяет в себе черты родного русинского диалекта и русского языка.

Мимоходом Г. Рачук делится собственным взглядом на этногенез русинов Марамороша. По его мнению, мараморошские русины являются потомками средневековых белых сербов, считая более известных белых хорватов — предками соседей галичан. Автор находит многочисленные параллели между русинами и сербами, обнаруживая их в языке, церковных и светских обычаях, одежде и быте обоих народов.

Также следует остановиться на разделе «Приложения». Он состоит из следующих отдельных статей, дополняющих основное повествование: «К вопросу о канонизации», «О местопребывании Угольского монастыря “В Полонинах”», «Проблемы биографии, относящиеся к старцу», «Официальный некролог», «Память» и «Добросовестный духовный труд архимандрита Иова». В «Заключении» Г. Рачук подробно разъясняет, как лучше добраться в Малую Угольку, чтобы посетить святыни Карпатской Руси. Здесь же можно найти почтовый адрес протоиерея Иоанна Коньовшего, собирающего материалы для прославления своего духовного отца — о. Иова.

В самом конце книги автор приводит обзор литературы по теме, который заменяет привычную библиографию. Он мотивирует отсутствие последней тем, что в своей работе опирался почти исключительно на устные свидетельства, кропотливо собиравшиеся им в течение нескольких лет. Поэтому Г. Рачук решил в форме краткого описания познакомить заинтересовавшегося читателя с другими работами, в той или иной степени посвященными истории Православной Церкви в Карпатской Руси. В частности, доброго слова автора удостоились публикации Василия Пагири, архимандрита Гавриила (Кризины), Валерия Разгулова, Кирилла Фролова, о. Василия Максимишинца, Юрия Данильца, архимандрита Василия (Пронина), епископа Вениамина (Федченкова), митрополита Евлогия (Георгиевского), Федора Аристова и иеромонаха Сергия (Цьока). К сожалению, в некоторые иноязычные названия в обзоре вкрались ошибки, что несколько портит впечатление от раздела.

Крайне ценна публикация на странице книги многочисленных редких фотографий о. Иова и его окружения. Быть может, не всем придется по вкусу язык автора, изобилующий церковной лексикой и лирическими отступлениями, призванными передать предполагаемые духовные переживания героев повествования. Однако вряд ли корректно строго критиковать за это автора, учитывая, что его задачей было познакомить с русинской церковной проблематикой широкие массы православных читателей, а не только славистов. Подчеркнем также, что Г. Рачуку прекрасно удалось передать в тексте консервативный дух специфичного русинского Православия.

Подводя итог, хочется отметить, что книга Г. Рачука «Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря)», наряду с агиографической ценностью, также является вкладом в развивающуюся отечественную русинистику. Остается выразить надежду, что автор продолжит свои поиски и порадует нас новыми работами по истории Карпаторусской церкви.

1 Как стало известно после написания данной рецензии, 18 сентября 2008 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Хустскую епархию, где в селе Малая Уголька возглавил торжества по случаю прославления в лике местночтимых святых преподобного Иова (Кундри).

(14 июля 2009 г.)


Читать комментарии ( 1 )

Иван (26.07.09 20:04)
Интересная рецензия. Считаем что в этой цитате Вы ошибаетесь: "Радуясь ликвидации Ужгородской унии в 1949 г., как отмечает автор, пастырь болезненно переживал административную украинизацию Закарпатья". Ничего подобного не было.

Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов