07 декабря 2021 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Религия

Александр КОНОВАЛОВ
О православной гражданственности

В последние годы немало сказано о проблеме поиска «новой национальной идеи» для России, на основании которой должны произойти нравственное оздоровление, а во многом — воссоздание гражданского общества, его объединение и консолидация. Для православного человека, формирующего свои убеждения в соответствии с нравственным императивом Священного Писания, канонов Святой Соборной и Апостольской Церкви, историческими традициями нашего Отечества, проблемы «подыскания» объединяющей русских людей идеи не существует — со времен крещения Руси единственным подлинно объединяющим русских фактором является православное вероисповедание. Проблема для верующего может заключаться в ином — может ли он и должен ли он с учетом нынешнего состояния российского общества личными усилиями способствовать восстановлению православной духовности как жизненно важной для нас идеологии, объединяющей и цементирующей разнородные и часто противоречивые институты огромного государства. Церковь, будучи единым организмом, мистически включая в себя небесное, образует свою земную, странствующую или воинствующую составляющую из множества отдельных индивидов, пребывающих в церковном единстве до тех пор, пока их частные убеждения сообразуются с общей концепцией по крайней мере настолько, что не допускают естественного отторжения их от Церкви (соответственно, единство Церкви тем сильнее, чем выше консолидация убеждений верующих по наиболее значимым, концептуальным направлениям). Равным образом и государство состоит из индивидов, наделенных свободной волей и реализующих ее в своем социальном поведении, выступающих в данном аспекте в качестве граждан, то есть лиц, самоидентифицирующих свою взаимосвязь с определенной публично-правовой и культурно-исторической замкнутой системой, выражающуюся, в частности, в готовности учитывать общие для данной системы императивы поведения и участвовать в происходящих в ней общесоциальных процессах. Феномен, обусловливающий возможность использования понятия «православная гражданственность», состоит в том, что в одном и том же индивиде совпадает восприятие им своей принадлежности к Церкви и к государству одновременно. В случае симфонического сосуществования Церкви и государства в духе знаменитой 6-й новеллы кодификации св. Юстиниана совпадение этих ощущений не несет в себе потенциального внутреннего конфликта для верующего гражданина; когда общегражданская политика публичной власти не благословляется Церковью, это порождает, как минимум, сомнения верующего в бесспорности и правильности своего отношения к начинаниям государства; когда же эта политика принимает в каких-то своих аспектах откровенно богопротивный и антицерковный характер, это неизбежно должно повлечь нравственный конфликт в духовной сфере отдельного члена социума и необходимость определения им приоритетов и степени допустимости возможных компромиссов в поведении.

  • Коновалов. О православной гражданственности.doc
  • (18 апреля 2006 г.)


    Прокомментировать статью

    Имя:
    E-mail:
    Комментарий:
    Введите текст, который Вы видите на картинке:
    защита от роботов