25 января 2020 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Алексей Величко
А.Н. Боханов. Русская идея

Монографическое исследование А.Н. Боханова «Русская идея от Владимира Святого до наших дней» посвящена безусловно актуальной теме с точки зрения русской историософии. Казалось бы, тема Русской идеи представляется несколько «заезженной», особенно если учесть, что свое видение Русской идеи высказывали такие биполярные личности, как Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев, выступающие своего рода провозвестниками различных мировоззрений. Тем не менее работа А.Н. Боханова открывает много нового в этой теме.

Автор определяет содержание понятия «Русская идея» в контексте следующих вопросов: «1) В чем смысл исторического бытия России? и 2) Каково ее историческое предназначение?» (С. 5). Боханов А.Н. совершенно справедливо и объективно точно отмечает невозможность какого-либо изучения Русской идеи без некоторых аксиоматических утверждений, к которым относятся, например, тезисы о самобытном пути России, о неразрывной связи ее истории, культуры и сознания с Православием. Конечно, с позиций христианской историософии каждая нация, каждое государство имеют свое промыслительное предназначение, и Россия здесь вовсе не является исключением. Удивительно, но данный тезис вполне может быть принят и сторонниками секулярной, либерально-демократической доктрины. Но для них самобытность России — факт безусловно отрицательный. Это то «родимое пятно», «атавизм», с которыми возможно покончить исключительно путем перехода к западноевропейским духовным, политическим и социальным построениям. Для них важен именно процесс преодоления русской самобытности, в ходе которого возникают основания для тщеславного «командования историей». Они здесь— капитаны будущих битв, творцы «нового мира», мессии, призванные привести отсталый народ к высотам цивилизации.

В этом, как когда-то справедливо писал Л.А. Тихомиров, заключается сущность «типичного русского интеллигента», который не способен подчиняться законам жизни, но горделиво перекраивает их по-своему. Такой «интеллигент» не учится у народа, но учит народ, что для него и есть «самоутверждение»1 . Впрочем, как показывают последние мировые события, не удивимся, если на смену европейской культуре, как «светочу во тьме», придут иные — например, исламская культура. Не случайно количество христиан европейцев и американцев, перешедших в последние годы в ислам, насчитывается десятки и сотни тысяч.

Напротив, для А.Н. Боханова — и автор очень точно выдерживает эту идейную канву — самобытный путь России имеет своим предназначением вовсе не «земной рай» и «общество социального благополучия», а великую миссию охранения Православия. Вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским автор утверждает: Русь дана миру, чтобы свидетельствовать ему Правду о Христе (С.344). Не самоутверждение в земном мире, не его подчинение себе и переделывание под собственные замыслы, а подвиг со-Христосования, сохранения Веры и Истины лежит в основе «Русской идеи». Это и есть историческое предназначение Руси—России, квинтэссенция Божественного замысла о ней.

Необходимо отметить, что такое понимание Русской идеи вовсе не приводит к социальной индифферентности, искусственной замкнутости духа «в себе». Человек, проникнутый православным сознанием, хорошо отдает себе отчет в том, что кардинально земной мир изменить нельзя. Но это не означает, что невозможно нести Правду о Христе в мир, приумножать ее господство во имя спасения и вечной жизни. Русская история и есть проявления попытки сделать мир справедливее.

А.Н. Боханов очень точно замечает по поводу «типичных» утверждений секуляристов, отрицающих христианскую составляющую Русской идеи и, как следствие, самобытность русской культуры, что при таком подходе возникает внутреннее логическое противоречие. С одной стороны, если Русское государство и русский социум, существуя тысячу лет, не имеют при этом ни своего самобытного государственного, ни национального сознания, то уже за счет этого данный «мировой феномен» достоин изучения. С другой, при отрицательном отношении к вопросу о «русском самосознании» секулярная наука не удосуживается попытками изучить это уникальное явление (С. 9). Как объективный ученый, автор уходит от любого вида односторонности при изучении Русской идеи: как от секулярных построений, так и национально-материалистических, ничего не имеющих общего с Православием. Его задача иная: рассмотреть актуализацию различных форм русского самосознания от самых ранних исторических этапов до рубежа XIX и XX веков с точки зрения православной историософии (С. 9).

На наш взгляд, решение этой задачи состоялось. А.Н. Боханову не только удалось раскрыть этапность развития Русской идеи, попутно высказывая свои очень точные и полнокровные суждения как общего свойства, так и в отношении отдельных лиц, событий, произведений, но и показать органичность, неразрывность процесса становления русской православной культуры, ее, если так можно выразиться, самоосознания. Естественной и глубоко продуманной представляется структура монографического исследования; обращает на себя внимание количество первоисточников и использованной автором литературы. Автор поистине проделал колоссальный труд, изучая и описывая каждый из этапов исторического развития Русской идеи, обосновывая преемственность русской православной культуры от византийской имперской традиции.

«Москва — Третий Рим» — не пустая фраза в устах А.Н. Боханова, а полнокровная, выстраданная и обоснованная идея. Нельзя при этом не отметить отличие его построений от попыток изучения Третьего Рима со стороны других авторов. Например, Н.В. Синицыной («Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции»), у которой превалирует историко-описательный план, или протоиерея Владислава Цыпина («Москва — Третий Рим: попытка аутентичного изложения учения старца Филофея»), который рассматривает это явление главным образом в эсхатологическом контексте. Напротив, А.Н. Боханов дает не узко-профильное изложение идеи Третьего Рима, а полномасштабное, синтетическое.

Пожалуй, наиболее интересными являются многогранные суждения автора об эпохах Крещения Руси, Иоанна Васильевича (Грозного), а также тема династической преемственности московских государей и византийских василевсов. Здесь чувствуется не только профессионализм историка, но и мудрость исследователя, тонко ощущающего дух эпохи и способного проникнуть в мотивацию исторических персонажей. В отличие от многих современных авторов, не способных за внешними событиями разглядеть историческую жизнь нации, Боханов придает своему исследованию личную форму, что вообще не характерно для секулярной науки. Крайне интересны и выделяются на общем фоне стремления автора личностно, путем сопереживания прочувствовать общий дух исследуемых им эпох. Очевидно, это есть признак настоящего историка, свидетельство духовного единства исследователя и народа, что и предопределяет объективность сделанных им выводов, отсутствие какой-либо идеологической «заданности». В этой связи работу А.Н. Боханова можно в буквальном смысле этого слова назвать, в том числе, и поэтической поэмой истории русской государственности. Рациональность суждений органично сплетается с тонким, иррациональным чувством любви к Родине.

Все сказанное позволяет оценить труд А.Н. Боханова как одно из великих достижений отечественной историософической мысли, как произведение, позволяющее читателю не только узнать о России (его книга может рассматриваться и как полнокровный курс по русской истории), но и понять, и полюбить ее.

1 Тихомиров Л.А. Рабочий вопрос и русские идеалы // Христианство и политика. М., 1999. С. 190.

(5 декабря 2006 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов