21 января 2020 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Владимир Шкляев
Судьбы народов России: исторический опыт Удмуртии

Шкляев Владимир Вениаминович — зам. руководителя миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии

Мой маленький народ

Скрывался вглубь лесов,

Скрывался вглубь души

И чуть не заблудился.

В.Е. Владыкин

15 октября 1552 г. русские войска под руководством царя Иоанна Грозного штурмом взяли Казань. К Русскому царству было присоединено Казанское ханство, бывшее в то время одним из центров работорговли русскими невольниками. Казалось бы, это тяжелое поражение татарского народа и его данников должно принести неисчислимые бедствия побежденным. Но мы видим, что после включения в состав Русского православного царства народы Поволжья сохранили все свои прежние права и занятия, кроме, конечно, работорговли. Национальное дворянство осталось дворянством. Аристократия поднималась к вершинам государственной власти. Даже если людей из новых земель не роднила с Русью общая вера, то роднила верность Государю и Присяге. Крестьянство также сохраняло свои земли, а принятие крещения давало крестьянам значительные налоговые льготы.

Так побежденные, казалось бы, народы включались в общую судьбу России — и в добре, и в несчастье. В начале ХVII века Смута реально угрожала расколоть Российское царство на части. И что же — в октябре 1612 г. в рядах ополчения Минина и Пожарского Москву от поляков освобождали и покоренные жители Казанского ханства. Казалось бы, падение Москвы и Смута были великолепной возможностью свести счеты с русскими — еще живы были старики, помнившие кровавый штурм Казани при Иоанне Грозном. Но татарские старейшины, посылая своих детей и внуков к Москве, думали не о мести, а о спасении России — пока стоит Москва, будет стоять и Казань.

Жития святых и церковная история говорят нам, что задолго до армии в лесах появлялись монахи-отшельники, молившиеся за весь мир. Они обращали многих местных жителей в Православие тем, что в реальной жизни демонстрировали инородцам Силу Божию и силу христианской любви. Постепенно к месту уединенных подвигов такого монаха, как пчелы за нектаром, стекались люди и создавались монастыри, ставшие центрами Христианского просвещения языческих народов. Монастыри же в неурожайные годы были житницами для местных жителей. Зачастую монахи сбивали спекулятивные цены, выставив на рынок большую массу хлеба.

Ближайшими к нашим местам монастырями были обители, основанные Стефаном Пермским и Трифоном Вятским, (память которого празднуется 21 октября). За последние века очень многие удмурты, да и паломники из дальних мест получили исцеления от чудодейственной воды Свято-Трифоновского источника в Балезинском районе. Теперь там есть Покровский женский монастырь.

Не так шло присоединение других народов на Западе. После победы над славянскими племенами их аристократию приглашали к германцам как бы в гости и там полностью ее вырезали. Через два поколения от тех племен оставалось лишь воспоминание. Похожим образом происходило «освоение» Африки и Америки европейцами. Чего стоит только судьба многочисленных индейцев Северной Америки, почти полностью уничтоженных геноцидом европейских протестантов.

В XVI в. удмурты вошли в состав Русского православного царства, идеалами которого были христианские ценности веры, надежды, любви, милосердия, самопожертвования, кротости, воздержания, служения Богу и ближнему, прощения. Эти духовные ценности сохраняют союз народов России на огромной территории уже более тысячи лет.

Русский историк Карташов писал: «Россия явила собой, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства было поставлено в прямую связь с высотой народного духа. Государственное устройство, в основе которого лежала не столько сила оружия, сколько сила духа Любви Христовой, требовала от русского народа непрестанного подвижничества и преданности Вере, Царю и Отечеству». Эта триединая основа была к ХХ в. сильно повреждена, отсюда неисчислимые беды, обрушившиеся на народы России в ХХ веке.

Очень точно это отражено в воспоминаниях нашего земляка Дм. Корепанова (Кедра Митрея), вышедших на русском языке и озаглавленных «Дитя больного века». «Набожность перенял я от родителей. Но моя набожность, как я выразил уже выше, продолжалась только до Святок. После них произошел переворот — тогда я перешел из одной крайности в другую. Да, я ударился в другую крайность, я стал настоящим атеистом, смеялся над собой, смеялся над своими аскетическими выходками (он строго постился и молился даже по ночам со слезами. — В.Ш.). Ничего священного для меня не существовало, молиться я больше и не думал, весьма бывал недоволен, когда заставляли идти на церковные службы. Издевался над людьми набожными, о постах и речи не могло быть. Строго соблюдавший до сего времени все мельчайшие посты, я ел молоко и свинину в Великий пост...» И как он закончил? Весьма и весьма печально. Умер на чужой стороне, никому из своих удмуртских партийных товарищей не нужный. Такая же судьба была у К.Чайникова (Герда), которого поманили научной командировкой в Финляндию, а после того как с него «скачали» всю нужную информацию, он оказался в руках советской спецслужбы.

В эпоху разрушения Российской православной государственности во многих горячих национальных головах возникли фантастические упования на какую-то финскую или венгерскую помощь удмуртскому народу. Но лидеров этих государств никогда не интересовали ни наши националисты, ни наш народ. Их интересовали и интересуют только наши природные богатства. Надо твердо помнить, что во всех войнах финны, эстонцы, венгры всегда воевали против России, даже в союзе с фашистской Германией.

Подведем итог. Вхождение удмуртов в состав Русского православного царства ввело наш народ в круг мировой христианской цивилизации, где народы обогащают друг друга лучшим из того, что имеют. У удмуртов появились духовенство, письменность, грамотность, образование, литература, профессиональное искусство. Было подорвано, а в годы советской власти и ликвидировано языческое нечестие, порождавшее многочисленные болезни (туберкулез, трахома). В Удмуртии вызрела и была создана государственность. Удмуртия стала с конца XVIII века областью с мощным промышленным и культурным потенциалом. Война дала невиданные доселе проявления дружбы народов и самопожертвования. Несмотря на все перипетии ХХ века удмуртский этнос сохраняется во всем своем многообразии— этнографы и сегодня различают в удмуртских поселениях 74 воршудных рода. Сохранился удмурт¬ский язык, более того, появился и удмуртский литературный язык. Удмурты, принявшие Православие, абсолютно устойчивы к суициду, губящему угрофиннов во всех странах, у них устойчивые семьи и высокая рождаемость. Удмуртия и сегодня, когда во всем мире раскручиваются межэтнические конфликты, остается местом, где можно прожить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

Сказанное не означает, что у удмуртов нет никаких трудностей в отношениях с другими народами. Но все трудности преодолеваются и побеждаются безграничной Христовой Любовью. И я считаю, что нам необходимо как можно быстрее очистить нашу речь от упорно навязываемого нам чуждого термина «толерантность», обозначающего «терпимость». Россия никогда не была «домом толерантности», она была и есть Домом Пресвятой Богородицы, который стоит на вечной христианской Любви. Эта любовь заложена буквально во всем. Наши языки гораздо ближе к русскому, чем к европейским. В словаре прапермских языков В.Лыткина мы находим: вылечиться, исцелиться от болезней означает «бурмыны». «Бур» по-удмуртски — правый. В русском языке то же самое: вылечиться значит «поправиться». В латинском языке это звучит как levo! Запад есть Запад, Восток есть Восток. Лево и право! Сегодня Россия, а вместе с ней и Удмуртия, повернула направо, к святому Православию. В этом спасение России.

(28 марта 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов