21 января 2020 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Никита Завьялов
Украинский церковный сепаратизм, как апогей сепаратизма государственного

Никита Завьялов — публицист

В конце 40-х годов ХХ века Преподобный Старец Лаврентий Черниговский назидал нас в своих пророчествах о духе последних времен: «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная-Русская». Еще отец Лаврентий настойчиво говорил, что наше родное слово «Русь» и «русский». И обязательно нужно помнить, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киев немыслим без великой России.

Во времена польского ига была захвачена часть русских земель, ее переименовали в Малороссию. Когда поляки сообразили, что в названии «Малороссия» фигурирует слово «Рос», переименовали в Окраину. И позже поляки узаконили нам такие понятия, как: Украина и украинцы, как бы оторвав часть земель от Святой Руси.

Так же Батюшка сказал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните, и не забывайте. В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы и унии». Наместник Киево-Печерской Лавры отец Кронид возражал Батюшке, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли, но Преподобный отец Лаврентий отвечал грустно и печально: «Бес в них войдет, и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».

Батюшка предупреждал, «чтобы верны были Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которых ввели в смуту, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень (который, подобно Арию, нельзя разрывать). И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение. Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее — величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей — это хула на Духа Святаго». Окончив свою, беседу Батюшка сказал: «“Слыши и виждь!“ — так Святое Евангелие гласит, — и добавил: —Будут глухи и слепы!»

Только сейчас на наглядном примере мы можем лицезреть, какие бесценные слова говорил прозорливый Старец Лаврентий. Сегодня мы видим, что над единством нашей Матери — Русской Православной Церкви нависла серьезнейшая угроза откола Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, а это, ни больше ни меньше, означает оторвать от лона канонической церкви миллионы православных христиан, населяющих территорию Украины. Враждебными силами ставится задача уничтожить единственно легитимную на Украине Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и Православие на украинской земле, и как следствие, «нанести сокрушительный удар по Русской Православной Церкви как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри Вселенского Православия является охранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата — это раскол Русской Православной Церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной.

… В сегодняшнее смутное время расколов и нестроений, когда темными облаками человеконенавистной политики затянуто благодатное солнце церковной жизни на Украине, когда вновь делаются попытки ослабить Церковь через создание искусственной автокефалии, через построение «церкви» без Церкви, через клеветнические статьи в прессе, в пространстве интернета, через призывы к отрицанию вековых традиций, предержащие власти вновь не дают нам покоя со статусом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в православном мире», — заявил Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел на XII Всемирном русском народном соборе 22 февраля.

Украинский внутрицерковный конфликт длится аж с 1992 года, но только сейчас он набирает высший градус накала.

Все началось с создания так называемой Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), которая возникла в результате «Объединительного собора», состоявшегося в Киеве 25-26 июня 1992 года, на котором провозгласили объединение двух ветвей украинского православия, выступавших за независимость от Русской Православной Церкви — части представителей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и части Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Этот «собор» был осужден Московским Патриархатом и назван раскольническим. 31 марта — 5 апреля 1992 на Архиерейском Соборе РПЦ МП в Москве нынешний руководитель УПЦ КП Филарет (Денисенко), на то время Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, был подвергнут осуждению за немонашеский образ жизни; с него было взято клятвенное обещание уйти в отставку. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что «побывал на Голгофе», обвинений не признал и заявил, что обвинения в его адрес были выдвинуты лишь за то, что он просил Собор о даровании Украинской Церкви независимости.

11 июня 1992 Архиерейский Собор РПЦ МП постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7–8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)».

20 октября 1995 во Владимирском соборе на «поместном соборе» раскольничьей и нелегитимной структурой УПЦ КП, Филарет был избран «Святейшим Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

Леонид Кравчук — первый президент независимой Украины — поддержал иерархов УПЦ КП в их стремлении отделиться от РПЦ. Сам Филарет объяснял свой шаг тем, что «свою автокефалию имеет каждая православная страна, и Украине не может быть отказано в ее исконном праве, тем более что в истории немало прецедентов признания новых церквей после распада империй». Канонический статус и взаимоотношения с другими православными церквями до сих пор остаются не урегулированными, ни одна из канонически легитимных автокефальных православных церквей не признает статуса УПЦ КП, тем более что каноническая УПЦ-МП и так обладает значительной автономией. Кроме того, с точки зрения Вселенской Патриархии, только Вселенская (Константинопольская) кафедра полномочна даровать автокефалию церковным структурам.

К конечном итоге в 1997 году Московский Патриархат пошел на соборное предание анафеме Филарета (Денисенко) за деяния, квалифицированные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (Москва, Свято-Данилов монастырь 18 — 23 февраля 1997 год) как «антицерковная деятельность».

В настоящее время псевдопатриарх активно сотрудничает с украинскими властями: частенько появляется на разного рода мироприятиях с Виктором Ющенко. Так же Филарет активно выступал в поддержку «Оранжевой революции», после чего президент Украины Виктор Ющенко признался, что желает создания единой православной церкви в своей стране.

Сразу же после этого синод Украинской православной церкви Московского патриархата обратился к Виктору Ющенко с обращением, в котором говорилось: «Нас беспокоит дальнейшее форсирование идеи искусственного создания Украинской православной поместной церкви путем механического объединения сохранившей свое каноническое достоинство УПЦ с раскольниками, которые в свое время отпали от нее и юридически оформились как православные церкви». В ответ на это заявление Ющенко предложили создать смешанную комиссию УПЦ МП и УПЦ КП для «преодоления раскола в украинском православии и создания единой поместной Церкви», что вызвало резко негативную реакцию со стороны РПЦ МП.

Как мы видим каноническая церковь УПЦ МП на Украине поставлена в положении гонимых. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в интервью журналу «Русский Дом» сказал, что «нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается все, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. В то же время нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют еще ставить условия такого «диалога» — отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви».

Мы должны отдавать себе отчет, что все эти насаждения ересей и расколов стимулируемых украинским правительством, ничто иное как инструмент западной экспансии на Украине против России. Полное отделение Украины от России, как территориальное, так и духовное опасно тем, что Россия, скорее всего не сможет возродиться как великая держава, как славянская империя. Знаменитый американский политолог-русофоб Збигнев Бжезинский говорил: «Без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стала бы нежизнеспособным делом. Империя без Украины будет в конечном счете означать, что Россия станет более азиатским и более далеким от Европы государством». Именно российского империализма больше всего боится США, и неудивительно, что главной их задачей на ближайшие годы является поощрение антирусских сепаратизмов. Так же после крушения СССР господин Бжезинский любил повторять: «С коммунизмом покончено, на очереди православие», — так оно и получается.

Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует как никогда тесно сплотиться с нашими украинскими братьями во Христе и дать отпор врагам Церкви сохраняя богоданное единство Русской Православной Церкви на всей ее территории. Всегда будем помнить слова Священного Писания: «стойте и держите Предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2. 15).

(14 ноября 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов