22 июня 2017 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Дмитрий ГОРДИЕНКО
Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России

Гордиенко Дмитрий Владимирович — доктор военных наук, доцент, действительный член Академии военных наук РФ и Академии безопасности, обороны и правопорядка

Эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос «жизни» любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства. В этой связи мы продолжаем серию публикаций, посвященных анализу и оценке экономического положения России, состояния ее национального хозяйства.

Перспективы экономического роста

По поручению президента Россий¬ской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года, целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния россий¬ских граждан, укрепления экономической безопасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы1.

Стратегической целью было провоз¬глашено превращение нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году, согласно этой Концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта2; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира3; а также достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике4.

Системное решение этих задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу5. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

В условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость реализации сразу четырех стратегий экономического развития:

во-первых, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;

во-вторых, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;

в-третьих, структурная диверсификация национального хозяйства,

в-четвертых, развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства.

Однако реализация этих стратегий будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики6, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.

Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45–50% роста мирового хозяйства7. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 году к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической без¬опасности.

Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки8.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей9. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Формы обеспечения экономической безопасности государства

Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.

К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятий и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности к другим мероприятиям и действиям.

Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К числу этих основных тенденций могут быть отнесены тенденции, связанные: с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными государствами мира.

Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить ряд закономерностей обеспечения экономической безопасности государства.

Главными из них стали:

— Зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами. В результате развития экономической инфраструктуры национального хозяйства, взаимодействия этого сектора экономики с другими секторами и секторами национального хозяйства государств мира происходит эволюция имеющихся и возникновение новых форм обеспечения их экономической безопасности.

— Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия определенных мер, применения специально выделенных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на национальное хозяйство страны, взаимодействие национального хозяйства с экономиками других государств и внешней средой, необратимые и направленные изменения форм обеспечения экономической безопасности государства приводят к развитию существующих и появлению перспективных способов обеспечения экономической безопасности, характеризующихся более высоким уровнем организации принятия специальных мер, применения специальных сил и средств.

— Зависимость эффективности принятия мер обеспечения экономической безопасности государства, применения сил и средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и способов экономической безопасности государства обусловливает необходимость построения специализированной организационной структуры — системы обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и способы.

— Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конку¬рент¬ной борьбе стороны. В ходе развития способов обеспечения экономической безопасности государства осуществляется упорядоченное и необратимое изменение направленности воздействия на элементы экономической инфраструктуры противостоящей стороны, выражающееся в последовательном переходе от преимущественного воздействия на элементы производства к воздействию на системы, обеспечивающие его функционирование.

— Зависимость эффективности функционирования экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами стран-союзников в конкурентной борьбе. В процессе производства осуществляется направленное изменение характера взаимодействия экономики с внешней хозяйственной средой. Оно заключается в установлении оптимальных условий (рационального варианта) функционирования экономики государства, характеризующихся обеспечением внутрисистемной экономической безопасности — при взаимодействии с экономическими системами в порядке иерархической подчиненности, взаимовыгодной кооперацией — при взаимодействии с неподчиненными экономическими системами, дезорганизацией функционирования экономических систем противостоящей в конкурентной борьбе стороны.

Эти закономерности, в свою очередь, позволили определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства:

— во-первых, экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему. В рамках экономического патроната обеспечивается приоритетное влияние организационных, правовых, этических и других норм, выполнение которых обусловливает безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой системы управления, обеспечения, производства и т.п. внутри более глобальной экономической системы;

— во-вторых, экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, не связанными с этим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности. В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций; а также,

— в-третьих, экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономиче¬ском противоборстве обеспечивает без¬опасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта).

Современный экономический рост нашего государства обусловливает возможность реализации всех перечисленных форм обеспечения экономической без¬опасности России, повышения уровня без¬опасности ее национального хозяйства в современных условиях.

Перспективы повышения уровня экономической безопасности

Перспективы экономического развития нашей страны до 2020 года позволяют представить динамику изменения значений нормированных показателей экономической безопасности10 России в виде лепестковой диаграммы (рис. 1).

Здесь предполагается, что наименьшее возможное значение i-го нормированного частного показателя — bi,min = 0,01 — соответствует наименьшему уровню экономической безопасности нашего государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение i-го нормированного частного показателя — bi,max = 100 — соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства нашей страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение i-го нормированного частного показателя — bi,max = 1 — соответствует пороговому уровню экономической безопасности.

Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности России и других государств мира базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны.

Наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности j-го государства — УЭБ,j,min = 10-38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя — УЭБ,j,max = 1038 — соответствует наибольшему уровню экономической без¬опасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства — УЭБ,j = 1 — соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики j-го государства.

Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз11.

Результаты расчетов этих значений общих нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997– 2007 гг. и в перспективе до 2020 года, представлены в таблице и на рис. 2.

Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а с другой — сравнить уровни без¬опасности национальных хозяйств разных стран.

Полученные значения общих нормированных показателей экономической без¬опасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997–2007 гг. и в перспективе до 2020 года, на наш взгляд, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили, происходят и будут происходить в экономике перечисленных стран и в мировом хозяйстве в целом. В частности, изменения уровней экономической безопасности перечисленных государств свидетельствуют об их «падении» в годы экономических кризисов и росте в периоды наличия благоприятной обстановки для развития национального хозяйства этих стран и роста мировой экономической конъюнктуры.

В этой связи становится очевидным относительное повышение уровня экономической безопасности России в перспективе до 2020 года в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития нашей страны.

Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ) // Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». М.: Ось-89, 2004. — 48 с.

2. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994.

3. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», одобренная Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

5. Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2006. С. 136–142.

6. Гордиенко Д.В. Интегральная оценка экономической безопасности развитых государств мира // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2007. С. 129–133.

7. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2007. — 164 с.

8. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В., Мошкин А.С. Военно-экономическая составляющая безопасности страны. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2008. — 211 с.

9. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Издательство «Дело», 2005. — 806 с.

10. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 768 с.

1 С легкой руки политтехнологов и журналистов эта Концепция была названа «Курсом (программой) Путина».

2 В Концепции говорится о первой пятерке ведущих стран мира, очевидно, не рассматривая экономику Евросоюза как единое хозяйство. Однако, если объем производства ВВП России в 2020 году должен будет составить 3,4% мирового ВВП (по паритету покупательной способности) — 139,5 трлн рублей (по инновационному варианту развития экономики), то «впереди» окажутся: Китай (объем производства ВВП в 2020 г. — 23,5% мирового ВВП), США (15,5%), Евросоюз (10,4%), Индия (8,4%) и Япония (4,3%).

3 Уровню благосостояния населения развитых стран мира соответствует среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности в размере 20–30 тысяч долларов США.

4 Под научным и технологическим лидерством в Концепции понимается занятие Россией значимого (с долей не менее 10%) места на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по четырем и более позициям. Финансовое лидерство должно обеспечиваться занятием главных позиций на рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы.

5 Инновационный тип развития экономики государства обусловливает диверсификацию национального хозяйства, в структуре которого ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.

При этом доля высокотехнологичного сектора в ВВП, как показывает мировой опыт, долж¬на составлять не менее 17–20% (в 2006 году в объеме ВВП России он не превысил 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — не менее 2,5–3 процентных пунктов (в 2006 году в России — 1,3), доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна находиться на уровне 40–50% (в 2006 году в России — 9,5%), а доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — 25–35% (в 2006 году в России — 2,7%). Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривает повышение доли инновационного сектора в ВВП в 2020 году до 18,1% (в ценах 2006 года) при снижении нефтегазового сектора с 19,7% (в 2006 году) до 12,0%.

Инновационный тип развития предусматривает также активизацию исследований и разработок (как фундаментальных, так и прикладных). Внутренние затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в этом случае должны находиться на уровне 3,5–4,0% ВВП (в 2006 году в России — 1,0% ВВП), а расходы на образование должны составлять не менее 5,0–6,0% ВВП (в 2006 году в России — 3,9% ВВП). Концепцией предусматривается рост инновационной активности и увеличение расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) — до 2,8% ВВП в 2015 году и 4,0% ВВП в 2020 году; на образование — до 4,8% ВВП в 2015 году и 5,2% ВВП в 2020 году.

6 Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2007–2020 годы составят 4,4% по сравнению с 4,2% в 2001–2006 гг. и 3,4% в 1991–2000 гг.

7 Суммарно эти две экономики в 2006 году обеспечили более 20% объема мирового ВВП, а к 2020 году должны обеспечить более 1/3 объема мирового выпуска продукции и предоставления услуг. В то же время развитые страны сохранят темпы роста своего ВВП в пределах 1,5–3% в год. В этих условиях в 2010 году ожидается, что объем ВВП США составит (по паритету покупательной способности) 18,1% (в 2006 году — 19,7%) от объема мирового ВВП, КНР — 17,9% (в 2006 г. — 15,1%), Евросоюза — 13,2% (в 2006 г. — 14,6%), Индии — 7,0% (в 2006 г. — 6,3%), Японии — 5,7% (в 2006 г. — 6,3%), России — 2,8% (в 2006 г. — 2,6%). В 2015 году объем ВВП КНР может составить 21,1% от мирового ВВП, США — 16,7%, Евросоюза — 11,7%, Индии — 7,7%, Японии — 5,0%, России — 3,0%).

8 В настоящее время Россия, за исключением единичных случаев, практически отсутствует на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Ее доля оценивается в 0,2% (6–8 млрд долларов США). Для расширения всей доли на мировом рынке высоких технологий российский экспорт этой продукции должен расти на 15–20% в год и выйти на рубеж 2020 года на уровень не ниже 60–100 млрд долларов США (около 1% мирового рынка).

9 В перспективе опережающими темпами, по сравнению с Россией, будет расти добыча неф¬ти и газа в Казахстане, Турции и Узбекистане, что повысит роль среднеазиатских и прикаспийских стран на мировом энергетическом рынке. Этот риск усиливается в случае изоляции России в разработке и принятии международных норм регулирования энергетической сферы и связанных с нею областей. Тем не менее, как минимум в ближайшем десятилетии адекватной замены российскому газу на европейском и китайском рынке не существует. Это обусловливает возможность, при благоприятных условиях, начать формирование на евроазиатском экономическом пространстве зоны совместного экономического развития с государствами СНГ и Азии, а также Евросоюзом и Китаем, включая различные формы экономического сотрудничества и интеграции. В дальнейшем возможно формирование «Евразийского Шенгена» на базе ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ и ШОС. См., напр., Литовкин В. ОДКБ перерастает военно-политические рамки // Независимое военное обозрение, 18–24 января 2008, № 1 (552).

10 О показателях экономической безопасности государства, правилах их нормировки, интегральном показателе уровня экономической безопасности см., напр.: Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008, № 1. С. 14–20; Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2007. — 164 с.; Баскаков В.В., Гордиенко Д.В., Мошкин А.С. Военно-экономическая составляющая безопасности страны. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2008. — 211 с.

11 Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа.

Однако полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности). Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правилах нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10-38.

(19 октября 2009 г.)


Читать комментарии ( 1 )

Галя (06.02.15 00:42)
"Перспективы экономического развития нашей страны до 2020 года позволяют представить динамику изменения значений нормированных показателей экономической безопасности России в виде лепестковой диаграммы (рис. 1)"
Отсылка на диаграмму есть, а самой диаграммы нет. Где можно посмотреть рисунок?

Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов