23 сентября 2017 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость

Дмитрий Волков, историк-философ, г. Киев, Январь, 2015 г.

Данное эссе – попытка пояснить основные принципы политики «Имперскости России» доступным языком и понятными словами. Во всей правой публицистике подобных текстов, ориентированных в первую очередь на молодых людей, немного, и я считаю, это необходимо исправлять и стараться донести и пояснить идеи Империи до как можно большей аудитории.

Современный мир против нашей воли чрезвычайно сильно вторгается в наше сознание; многие вещи и понятия, которые нас окружают, уже априори имеют сложившееся определенное значение, зачастую на полуэмоциональном уровне, чем значительно упрощают процесс обмена информации в обществе. Это проявляется в многочисленных примерах – например, в устойчивых стереотипах относительно того или иного исторического события или персонажа.

Кроме того, подобная модель познания мира значительно облегчает и управление самим обществом – достаточно просто грамотно использовать те или иные слова-маркеры и на их основе формировать т.н. общественное мнение. Для примера возьмем термин «национализм» и то, каким образом он преподносится для общества. Национализм считают чуть ли не продолжением «фашизма»; носителей идей национализма – потенциальными экстремистами. При этом достаточно заглянуть в одну лишь Википедию, дабы определить, насколько это заблуждение неверно. У истоков современного русского консерватизма, национализма – проще говоря, правой идеологии, стояли люди несравненно более достойные, нежели современная «либеральная» или «кремлевская» элита: Тихомиров, Ильин, Казанский, Победеносцев…

Такая же ситуация сложилась сегодня с понятием «империя», которое в массовой культуре приобрело негативный оттенок, в первую очередь, благодаря откровенно нелепым художественным образам жестких тоталитарных государств и систем, злых правителей и деспотов.

К тому же, на постсоветском пространстве Империя всегда имела негативный оттенок, как в качестве «царской России», так и в качестве буржуазно-империалистической угрозы СССР. При этом следует заметить, что Западный мир далеко не весь имел такую долгую непрерывную имперскую традицию, как Россия. Этим, отчасти, можно объяснить значительно равнодушие многих европейцев к их собственной бывшей «имперскости» сегодня.

Но что же такое Империя, и почему России нужна именно Империя?

Ответ на этот вопрос лежит на пересечении сразу нескольких наук и дисциплин – истории, политологии, права, философии, этнопсихологии и социологии. Именно такое количество областей знаний (если не больше) потребуется нам, дабы наиболее точно дать формулирование понятию Империи.

Империя – это сверхгосударство, которое под главенством государствообразующей нации объединяет многие народы и территории, интегрирует их в общеимперское политическое и этническое пространство с целью расширения и сохранения Империи. Кроме того, Империя – высшая форма государственности и существования человеческого общества. Империя позволяет максимально реализовать национальный потенциал, сохранить государственную Идею. Империя призвана не разрушать, а созидать, объединять, а не разделять, т.е. максимально мобилизовать внутренний потенциал общества и нации, и направлять его на решение любых проблем как внутренне-, так и внешнеполитических. Эти принципы легли в основу понятия «имперскости».

Здесь необходимо пояснить определенную терминологическую путаницу, возникающую вокруг понятий «имперскость» и «империализм». Большинство людей, к сожалению, не видит разницы и в словах «имперец» и «империалист».

Империализм – политика направленная на подавление, а не на объединение отдельных народов; империализм – использование в интересах одной нации всех прочих народностей и территорий, входящих в состав Империи на правах колонии. Таким, например, было отношение британцев к индийцам или французов к вьетнамцам и т.д.

Имперскость следует противоположному принципу, а именно, принципу развития и укрепления новых земель, интеграции их населения на политическую орбиту Империи.

Таким образом, мы наблюдаем два противоположных принципа Империи. К какому же из них относилась Российская Империя?

В данном эссе я не хотел бы перебирать многочисленные экономические и политические факты, которые сами по себе могут быть положены в основу многих исторических исследований. Так как статья нацелена на широкую аудиторию, то и располагать мы будем общеизвестными фактами и примерами.

Например, в составе Российской империи не было земель, которые даже условно назывались бы «колониями». Замечательный историк А.И. Миллер в книге «Империя Романовых и национализм» пишет следующее по этому поводу: «Очевидная особенность Российской империи в сравнении с Британской, Французской, Испанской – ее континентальный характер, отсутствие «большой воды» между метрополией и периферией. Это создавало понятные сложности для «воображения национальной территории» внутри империи, но и открывало определенные возможности».

Суть процесса русской колонизации Сибири, Кавказа, Средней Азии и т.д. состояла не просто в подчинении себе новых территорий, но в их интеграции в общеимперское пространство, в связи с чем выстраивалась качественно другая система взаимоотношений между населением покоренных земель и государством их покорившим. Важно обратить внимание и на то понимание «государства» – не как юридического или правового лица, но как олицетворения самого духа русского народа. Сильнейшая тяга к государственности – одна из ключевых характеристик русского этнопсихологического портрета.

(Возможно, кто-то из читающих не ощущает в себе этого государского начала, но лишь потому, что наверняка находится в среде себе подобных русских людей. Окажись русский человек за пределами своего общества, в нем сразу просыпается государственник – это может проявляться, например, в крайней степени патриотичности и чувства обиды за свою Родину у туристов и т.д.)

Теперь же представим, что перед русским человеком лежит не просто другая страна, а новая земля, которую предстоит обжить и включить в состав Большой России. В подобных условиях русские непременно начнут строительство «государства» – но это будет инициатива не «сверху», а «снизу», от первичного психотипа русской нации.

Для европейцев, с присущим им европоцентризмом, большинство их колониальных владений было исключительно ресурсной базой для обогащения метрополии. Местное население в том числе. В некоторых случаях оно либо уничтожалось (как это было и с коренными жителями Австралии или Америки), либо использовалось в качестве рабочей или военной силы (китайцы, индийцы, негры). Европейская колонизация строилась на вертикальном принципе, исходящем от непосредственно инициативы самого государства, Империи.

Для большинства европейцев политика по отношению к местному населению формировалась исходя из собственной выгоды и чувства собственного превосходства. Да, русский человек также ощущал свое превосходство, но именно тут сказывалась хозяйственность и человеколюбие русского менталитета – как гласит знаменитое высказывание: «Русские варвары врывались в кишлаки, аулы и стойбища, оставляя после себя лишь библиотеки, театры и города». «Русский человек, – пишет С. Лурье, – не чувствует себя господином над аборигенами, в каких-то ситуациях он может без всякого душевного надлома пойти в услужение к богатому туземцу. Но всякое проявление национальной обособленности, национального чувства для него дискомфортно, как нарушение общегосударственной однородности. По мере возможно он стремится нейтрализовать его». Не будет преувеличением сказать, что именно приход русских позволил многим народам в дальнейшем претендовать на собственную государственность на одной и той же основе – русского государственного начала.

Я нередко упоминаю термины «нация», «русский человек», «русская нация». Следует пояснить значение и этих терминов, ведь неверное их понимание гарантированно приводит к недоразумениям, вроде обвинения русских националистов чуть ли не в нацизме.

Нация трактуется мною, в первую очередь, как политическое единение людей вокруг определенной национальной идеи. Проявляя лояльность и участие в этой идее, человек становится частью политической нации, даже не будучи этнически близким к народности, представляющей эту самую национальную идею.

В основе русской нации лежит сильное государственное чувство в своей абсолютной и превосходной форме – Империи. Русская нация является не просто государствообразующей, она образовывает саму Империю и этим отличается от многих других народов – своей абсолютной, персонифицированной государственностью имперского типа и соответственным типом мышления. Характерно следующее замечание М. Смолина: «Именно народная психология, именно ее изучение может дать тот материал национальных особенностей, на котором и должно возводиться здание национализма. Недаром в начале ХХ века идеологами национализма были ученые-психологи (профессор И.А. Сикорский и профессор П.И. Ковалевский)».

Используя данную формулировку нации, мы можем ответить на вопрос, был ли, например, Багратион, герой войны 1812 года, частью русской нации или оставался грузином? Нет, он был русским, частью русской нации и отдал жизнь за русскую землю и русский народ, и его благополучие.

Можно ли назвать современных российских политиков, которые позволяют себе заигрывания с враждебной Украиной, русскими? Нет, нельзя, они не русские, потому как не признают главную русскую Идею – идею Империи; они отрицают ее и тем самым лишают себя звания «русских людей» и лишаются места в русской нации.

Итак, в основе русской нации лежит русская народность и русская национальная идея – превосходная степень государственности, превалирующая над всеми прочими сферами бытия. Но при этом необходимо заметить, что эта Идея включает в себя и громадный культурный и цивилизационный пласт. Все это выражается, в первую очередь, через русскую духовность. Духовность же включает в себя не только православие (о нем мы поговорим ниже), но и в широком значении всю русскую культуру, причем как народно-традиционную, так и уже ставшую классической «литературную».

Цивилизационный же аспект является прямым продолжением культурно-религиозного начала русского народа и основывается на извечном противостоянии православной России и всего прочего, не православного, мира.

Теперь немного подробнее: существует концепция Третьего Рима. О ней мы впервые слышим еще в 16 веке, в момент усиления Московского государства, когда провозглашалась преемственность между Римом, Константинополем и, собственно, Москвой. «Первый Рим пал, второй пал, третий стоит, а четвертому не бывать».

Преемственность заключалась, главным образом, в сохранении православия, но при этом и в продолжении традиции Империи. С этим же пришли и сакрализация самодержавной власти, и обожествление самого государства, когда преступление против державы рассматривалось как преступление и против самого первоначала – православия. С тех пор и до 1917 года вера и держава были одним целым, эта двойственная структура нашла отображение как в этнопсихологическом начале русских, так и в государственной концепции: причем и на уровне простых людей, и на уровне элит присутствовал элемент цивилизационной борьбы и ответственности за сохранение России, православия, Империи. Это была величайшая ответственность – ведь Четвертого Рима не будет, выживание и распространение православия исключительно на плечах Третьего Рима. Отсюда, к слову, и ориентир на «восточный вектор» – на Константинополь (Стамбул), Святую землю. Отсюда же и извечное противостояние с Западом – католическим, чужим духовно. Отсюда же и высказывание Александра Третьего: «У России два союзника – армия и флот», подчеркивающим глобальный фактор борьбы, когда Русская цивилизация вынуждена была противостоять всем и сразу.

Но одновременно эта ответственность была и величайшим источником энергии для Империи, так как вдохновляла на борьбу в самые критические моменты, давала силы для невероятных подвигов и питала русских изнутри. Вера стала Родиной, Родина стала Верой. А Родина и Вера вместе рождали Империю, которую развалили в 1917 году.

Из вышеприведенного можно сделать один всеобъемлющий вывод: Империя была, есть и будет наиболее комфортной формой бытия для всего русского, православного, обеспечивающей максимально плодотворную жизнедеятельность нации.

Советский союз при всех видимых его достоинствах на самом деле имел и куда более существенные недостатки, ощущаемые нами в полной мере только сейчас.

Первым было игнорирование русской нации как государствообразующей.

Вторым было воспитание т.н. украинской, белорусской и др. «наций», главной задачей которых было ослабление общерусской нации. Тут большевики смогли переиграть даже австрийцев, признанных мастеров создания новых народов: «Мы, – писал профессор П.Е. Казанский, – живем в удивительное время, когда создают искусственные государства, искусственные народы и искусственные языки. И в этих отношениях австрийское правительство показало себя положительно виртуозом». (Русский язык в Австро-Венгрии. Одесса, 1913, С.6)

Также стоит помнить то, что, «разумеется, культуры не были равны. Весь каркас советской культуры держался на специфическом преломлении русской культуры» , что мы вынуждены расхлебывать до сегодняшнего дня!

Третьим была подмена православно-сакрального значения Империи утопичной идей социалистическо-коммунистического Союза; именно благодаря СССР образ русской «экспансии» стал синонимом наступления коммунистических идей, априори чуждых всем странам и народам. Коммунизм, в отличие от идеи Империи, приходилось насаждать, насильно прививать. Об этом говорит и тот факт, что после развала Союза в 1991 году социализм прекратил свое полноценное существование во всех странах бывшего социалистического лагеря, лишившись мощной поддержки из центра.

Четвертым можно назвать выбывание России из исторического времени и искаженное развитие общества и идей государственного устройства, что приводит к химерам наподобие «многонациональности», «русского либерализма», а также фактически полному отсутствию национальной интеллигенции и элит, способных мыслить не категориями Советского Союза, а нового времени.

Империя была бы прекрасным ответом на вопрос о дальнейшем развитии России. И по сути сейчас у России всего два пути – к Империи, основанной на национальном чувстве и стремлении русских людей, или же к неминуемому кризису, пережить который будет ничем не проще, нежели предыдущие Смуты (как 17, так и 20 веков).

Сегодня в России множество людей, пускай и самых талантливых, остались невостребованными; сегодня в России русские ощущают себя чужими. Только в Империи, начиная с процесса ее строительства, найдется место для них всех.

Тогда будут востребованы все, и каждому воздастся по заслугам его. Помним: Империя способна мобилизовать максимальный человеческий и общественный ресурс.

Становление Империи позволит максимально реализовать историческую задачу и цель русской нации – создание сильного и могущественного государства, отвечающего русской Идее и способного противостоять всем вызовам и угрозам современности, в том числе не допустить унижения русских и их исторических прав.

Империя даст необходимый импульс для развития и восстановления русской духовности и культуры, свободной от вредоносных пережитков советского прошлого. Империя сохранит и приумножит духовное русское достояние.

Сильное имперское государство станет оплотом против либеральщины, которой будет противопоставлены принципы национального консерватизма и традиционализма.

Имперской державе гарантирована сильная власть, способная решать проблемы внутренней и внешней политики одинаково успешно и быстро, а главное не в интересах отдельной партии или олигархата, а в интересах государства.

Имперскость России позволит вернуть ее в поле исторического времени, сформировать реальные задачи и цели, которые будут действительно соотносится с этнопсихологическими потребностями русских людей. Империя вернет России ее законное место на мировой политической арене: место страны-цивилизации, страны-защитницы православия, страны единения и покровительства всех славянских народов.

(Напоминаю, что «совершенный» СССР смог просуществовать всего 80 лет, в то время как Империя – 300! Это ли не доказательство превосходства Имперскости над «советскостью»?)

Восстановление Империи будет означать начало идеологически обоснованной кампании по собиранию русских земель. Однако и начало процесса в рамках РФ неизменно повлечет за собой ускорение формирования Империи, отказаться от которого означает потерять свой цивилизационный путь и шанс, который дается раз на поколение. Имперскость – это не путь выживания слабых, это путь и способ жизни сильных и их противостояния. Для русской нации, сильной и великой, Империя обоснована исторически.

Однако теперь стоит ответить на главный вопрос, касающийся методов построения Империи на руинах постсоветской системы.

Необходимо заметить, что ключевую и главенствующую роль в политической системе Империи играет сильная государственная элита. Элита, опирающаяся на государство, а государство, опирающееся на элиту. Только так мы сможем победить наследие советской номенклатуры.

Построение национальной элиты требует правильного подхода к понимаю и переосмыслению ее роли; это требует выработки самосознания и восприятия себя только через призму государства-Империи.

Мы должны уделить особое внимание молодому поколению и научить его всему лучшему, что есть у нас за многовековую историю; откинуть либеральные «ценности» и вернуть, наконец-то, русскость русским людям. Должен быть раз и навсегда, решительно и бесповоротно разрушен комплекс «неполноценности» русской нации и русской Империи.

Идеи Империи должны доноситься до простого народа, культивироваться в массах как единственно возможная доктрина выживания государства в будущем. Только с поддержкой широких слоев населения и понимания людьми исторической миссии России мы сможем построить Империю, в которой каждому русскому найдется место (а также и всем тем, кто поможет нам в ее строительстве).

Мы не первое поколение, которое понимает необходимость утверждения и развития русской монархии и консерватизма, например, И.Л. Солоневич полагал «важнейшей задачей русских, попавших за границу, разработку системы политической агитации в пользу восстановления монархии» , чтобы после падения большевизма представить ему полноценную альтернативу.

Возрождение настоящей русской духовной и исторической силы есть первый шаг к Империи.

Несомненно, следует оговорить и предмет наибольшего числа споров, а именно, форму власти и управление Империей.

Я полагаю, что только сильная, долговечная и централизованная власть монархического образа и порядка способна управлять Россией. За послевоенные годы «коллективное» управление СССР показало негодность подобной системы. Демократические же и либеральные принципы сами по себе являются циничным прикрытием диктатуры богатых над бедными. Империя должна строиться на принципах не власти ради самой власти, а власти ради государства. Прекрасно сформулировал Смолин эту парадигму власти в России: «…верховной царская власть именуется потому, что она является властью наиглавнейших окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей».

Единый человек, стоящий у власти, обличенный доверием народов, входящих в Империю, несущий ответственность за Империю перед своими наследниками, – вот облик идеального правителя, который в отличии от современных реалий не будет пользоваться своей властью для исполнения собственных амбиций.

Кроме того, фигура реального правителя во главе Империи будет вновь сакральной, святой и, милостью Божьей, единственно правильной. Тем самым русская нация вернет на свои места идею самодержавия, под сенью которого русские добивались величайших побед и построили величайшую в мире державу.

Итак, в данном эссе я постарался вкратце изложить принципы Империи и Имперскости, а также отобразить реальное положение вещей, связанных с различными аспектами ее построения и жизнедеятельности.

В качестве заключения хочу еще раз напомнить: бояться Империи и Имперскости не стоит. Каждому найдется место в Империи, каждый будет частью этой державы. Империя русских людей, просуществовавшая три века и только из-за ужасающего предательства распавшаяся, доказала всему миру то, что Идея одной нации может построить государство, силой и могуществом затмившее Первый и Второй Рим.

«Имперское возрождение, о котором мы говорим, является перспективной и масштабной идеей, альтернативной либеральному проекту, традиционной для русской государственности и православной цивилизации, культивирующей консервативность нравов и семейных устоев, охраняющей русскость России и инициирующей волевую властную жизнедеятельность, способную к быстрым государственным и общественным мобилизациям».

Сим победим!

1 Империя Романовых и национализм – Миллер А – с .154

2 Imperium (Империя – ценностный и этнопсихологический подход) – С. Лурье , с. 133

3 Русский путь в будущее – Смолин М.Б. – с. 98

4 «Идеологема «Москва – Третий Рим – Святая Русь», с одной стороны послужила основой государственной идеологии, предполагающей территориальную экспансию; она же сделала для народа психологически легким процесс переселения в регионы…» – Imperium (Империя – ценностный и этнопсихологический подход) – С. Лурье – с.144

5 Энциклопедия имперской традиции русской мысли – Смолин М.Б., стр. 163

6 Imperium (Империя – ценностный и этнопсихологический подход) – С. Лурье – с .230

7 Энциклопедия имперской традиции русской мысли – Смолин М.Б. с. 317

8 Энциклопедия имперской традиции русской мысли – Смолин М.Б. с. 127

9 Русский путь в будущее – Смолин М.Б. – с. 33

Литература:

Традиция и Русская цивилизация - Д. Володихин, С.Алексеев, К.Бенедиктов, Н. Иртенина. – М.Астрель,2006

Народ без элиты - Панарин А.С. – М., Эксмо, 2006

О сопротивлении злу силою - И.А.Ильин – М., Айрис-пресс, 2007

Русская идея – М. Койвисто - пер. с финского. - М., «Весь Мир», 2002

Imperium (Империя – ценностный и этнопсихологический подход) – С. Лурье – М., АИРО-ХХI, 2012

Империя Романовых и национализм – Миллер А. – М., Новое литературное обозрение, 2008

Энциклопедия имперской традиции русской мысли – Смолин М.Б. – М., Имперская традиция, 2005

Русский путь в будущее - Смолин М.Б. - М., Изд. «ФондИВ», 2007

(23 января 2015 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов  
Предыдущая

Следующая