19 августа 2019 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Николай САМОЙЛОВ
Россия и Китай: исторические вехи и особенности взаимовосприятия

Россия и Китай были и остаются крупнейшими мировыми державами, оказывающими огромное воздействие, как на международную обстановку, так и на духовное развитие всего человечества. По этой причине изучение особенностей и своеобразия их взаимоотношений, безусловно, должно быть одной из приоритетных тем современных научных исследований и политических построений.

Великие государства, длительное время соседствующие на обширных пространствах Азии, Россия и Китай являются своеобразными социокультурными сообществами, представляющими собой два различных цивилизационных типа. Оба народа оставили свой неповторимый след в мировой истории и культуре. В их историческом развитии присутствуют заметные черты сходства, но вместе с тем имеются и серьезные различия. Контактам между ними всегда были присущи черты межцивилизационного диалога, в сфере которого формировались своеобразные образы и стереотипы взаимовосприятия, обусловленные различными факторами как культурно-исторического, так и геополитического характера.

Анализируя сходные черты в развитии китайского и русского общества, известный петербургский китаевед А.С. Мартынов следующим образом охарактеризовал причины сходства их исторического развития: «Китай и Россию, с точки зрения взаимодействия народов и обществ, можно рассматривать как части гигантского геополитического целого на материке Евразия. Эти части — два наиболее крупных очага земледелия, которые, подобно двум чашам весов, непосредственно примыкают к длинному коромыслу — бескрайнему поясу евразийских степей и пустынь, протянувшихся от Карпат до Великой китайской стены. Именно вхождение в этот гигантский геополитический комплекс и сформировало в обеих странах на протяжении многих веков основные структуры их внутри- и внешнеполитического бытия — борьбу поля со степью»1 .

Противостояние Поля и Степи как на востоке Европы, так и на крайнем востоке Азии завершилось полной победой Поля (то есть оседлых народов), но это многовековое противоборство определило на долгое время характер внутренней и внешней политики Китая и России. Активное расширение территории Российского и Китайского государств в последующие столетия являлось своеобразным продолжением борьбы со «Степью» за выживание. Пережив нашествие монголов, оба государства были вынуждены серьезным образом изменить характер внутренней организации общества, в них усилилось самодержавное начало. Во многом в силу именно этих причин роль государства в России и Китае оказалась сопоставимой по многим параметрам, и прежде всего по таким, как активное воздействие государства на экономическую жизнь, характер и роль государственной идеологии, примат государства над обществом и отождествление представителями этого общества самих себя с государством в целом.

Китай далеко не сразу стал для России ключевым объектом внешнего взаимодействия (даже среди стран Востока). Такие понятия, как «Восток» и «восточный вопрос», в русской общественной мысли вплоть до середины XIX века ассоциировались с Ближним Востоком, Кавказом, Средней Азией. Мусульманский историко-культурный ареал на протяжении длительного времени являлся для России не только географически более близким, но и политически существенно более важным. Проблемы и реалии данного региона ощущались в России значительно острее. Китай же практически до конца XIX столетия оставался для россиян почти экзотической страной, окутанной тайнами и загадками. Попытки понять его, проникнуть в суть «китайской мудрости» часто наталкивались на объективное противодействие общественного мнения, привыкшего в отношении этой страны оперировать устоявшимися стереотипами.

  • Самойлов.Китай.doc
  • (3 мая 2006 г.)


    Прокомментировать статью

    Имя:
    E-mail:
    Комментарий:
    Введите текст, который Вы видите на картинке:
    защита от роботов