12 августа 2020 г.

Новые статьи:

Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Общество
Владимир ГОРЯЧЕВ
Политическое и правовое учение преподобного Иосифа Волоцкого
Общество
Сергей ГРИНЯЕВ, Александр ФОМИН
Иерархия кризисов
 
 
 

Статьи: Государство

Михаил Смолин
Современное положение России и феномен «украинского» отщепенства 3

Мог ли «украинский» проект реализоваться в каком-либо другом месте русского мира?

Такое развитие событий теоретически вполне могло быть возможно. Если бы, скажем, Новгород или Псков не были бы присоединены окончательно к «большому Московскому проекту» собирания русских земель, а попали бы тем или иным способом в орбиту Ливонского ордена, Швеции или той же Польши на несколько столетий, то вполне возможно, что и новгородцам и псковичам попытались бы навязать смену исторического имени «русские» на какой-нибудь вариант «украинизации»…

«Украинские» сепаратисты часто ссылаются на несколько мест из древнерусских летописей, в которых встречается слово «украина» в отношении к разным частям территории современного государства «Украина». Эти места выставляются как якобы подтверждение древности слов «украина».

Но в русских летописях это слово имеет значение «пограничья», «окраины», а не названия какого-то особого территориального образования «Украина», и уж тем более не названия нации «украинцев».

В русских летописях встречается слово «украина» в отношении Рязанской, Псковской, Новгородской и других окраин. Но никто (по-крайней мере пока) не искал «украинцев» в тех местах.

Князь А.М. Волконский в своей книге «Историческая правда и украинофильская пропаганда» (Турин, 1920) приводит несколько примеров таких «украин»: «Читаем в Новгородской летописи под 1517 годом: «По королеву совету Жигимонтову приходиша крымские татарове на великого князя украйну около города Тулы… без пути начаша воевати». В 1580 году вследствие тревожных известий государь распределяет, «как быть воеводам и людям на берегу [то есть по Оке] по украинским городам от крымских украины и от литовской» (Древняя российская вивлиофика. XIV, 368). В 1625 году из Валуек (на юге нынешней Воронежской губернии) пишут, что чают «приходу татар на наши украйны».

Нужно быть, что наз ывается, «свидоми украинци», чтобы строить свое здание «украинства» на том действительно «бездоказательном порыве», на котором и завещал Д.Донцов.

При желании слова известной песни про реку Амур «Во сибирской во украйне, во даурской стороне…» можно интерпретировать и так, что Сибирь — это «Украйна», а сибиряки — «украинцы».

Таким образом, теоретически появление «украйн» в других концах русских земель было вполне возможно.

Например, существуют же в югославском сербском мире косовары, то есть сербы, принявшие мусульманство и тем самым основавшие химерическое образование, составленное на основе людей, этнически принадлежавших к православной цивилизации, но духовно предавших ее, перейдя в ислам. Скажем, если бы татарские мусульмане в XIV—XVI веках смогли каким бы то ни было способом соблазнить к переходу в другую веру живших весьма долгое время обособленно от Московского государства рязанцев и имевших немало различных связей с татарами, то вполне возможен был бы проект «украинского ислама» в пределах «Украйны» со столицей в каком-нибудь Рязань-сарае.

Но здесь есть одно «но» — смена веры одной части нации действительно может спровоцировать процесс этногенеза, формирования новой нации, поскольку тем самым совершается глубочайший переход от одной системы мироощущения к другой и становится часто невозможным сохранить при этом национальное единство.

(9 ноября 2006 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов