24 октября 2019 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
Религия
Леонтий (Филиппович) — архиепископ
Украинские шовинисты и самосвяты
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Религия
Игумен ГЕОРГИЙ (Шестун)
Место и роль мужчины во вселенской иерархии
 
 
 

Статьи: Общество


О ситуации вокруг топливно-энергетического комплекса России

Материал подготовлен Аналитическим исследовательским центром Фонда «Имперское возрождение»

Анализ и оценка доступной информации о положении в России (прежде всего в российском топливно-энергетическом комплексе), а также сопоставление развития этого положения с развитием ситуации в мире в целом показывает, что за последние три–пять лет достаточно четко прослеживается реализуемый по единому замыслу и плану сценарий стратегической операции, направленной на сдерживание развития геополитической составляющей в мире, связанной с взрывным ростом финансово-экономического и военного потенциала ряда азиатских стран (прежде всего Китая и Индии) и проводимой силами, идеологически близкими к «Римскому клубу».

Основные события реализуемого плана: агрессия против Югославии, глобальная «антитеррористическая операция» коалиционных сил во главе с США, агрессии против Афганистана, Ирака, попытки дестабилизации ситуации в Венесуэле, Узбекистане, Киргизии, а также закрепление военного контингента США и НАТО в ряде стран Центральной Азии.

В отношении России данный план реализуется в направлении скупки западным капиталом российских энергетических монополий. Важным этапом на этом пути стали: приобретение акций «Силовых машин» компанией «Сименс», покупка Объединенной финансовой группы крупнейшим немецким банком, выход на российский рынок крупных иностранных банков, а главное — либерализация рынка акций ОАО «Газпром» и стремительный рост пакета акций этой компании, принадлежащего западным инвесторам.

Ниже предпринята попытка проанализировать ряд событий последних трех–пяти лет и выявить логические взаимосвязи между ними и трансформирующейся ситуацией в стране и мире.

1. Оценки иностранными экспертами геополитической ситуации в мире в среднесрочной перспективе и ее влияния на развитие мирового топливно-энергетического комплекса

По оценкам ряда иностранных экспертов, сегодня мир находится на грани первого за тридцать лет глобального экономического спада, который затронет все без исключения регионы. Сокращение темпов роста экономик стран «большой семерки» является самым резким со времени рецессии 1974 года, а ситуация в производственном секторе сейчас наихудшая со времени нефтяного кризиса 70-х годов. Эксперты отмечают, что складывающаяся ситуация вскоре может перерасти в глобальный экономический спад. Такие акценты точно повторяют метафору «Римского клуба» о надвигающемся экономическом кризисе, связанном с нехваткой ресурсов на планете.

С мнением британских экспертов совпадают и оценки экспертов Международного валютного фонда. По их оценкам, мировая экономика также находится в сложном положении. Из-за распространения неопределенности и множества факторов, не поддающихся оценкам, оптимистичные прогнозы, скорее всего, не сбудутся, по-прежнему сохраняются риски существенного ухудшения глобальной экономической ситуации.

Кроме того, по оценкам Министерства энергетики США, прогнозируется рост спроса на нефть в мире в период до 2025 года более чем на 50%, при этом доля природного газа в энергетическом балансе вырастет с нынешних 23% до 28%. По мнению экспертов министерства, потребление энергоресурсов вырастет в мире в предстоящие 20–25 лет на 58%. В Азии спрос на энергоресурсы будет расти в среднем на 3% в год, в том числе в Индии и Китае— почти на 6%, в индустриальных странах — на 1,3% в год. Мировое потребление нефти будет расти в среднем на 1,8% в год, увеличившись с нынешних 77 миллионов баррелей до 119 миллионов баррелей в 2025 году. При этом доля стран ОПЕК на мировом рынке нефти будет расти. Спрос на уголь, по прогнозу, будет увеличиваться в среднем на 1,5% в год.

В общую картину, описывающую надвигающийся кризис мировой экономики, укладывается и заявление министра энергетики США Спенсера Абрахама, сделанное им в декабре 2003 года, согласно которому в течение ближайших 20 лет самым активным и быстрорастущим компонентом мирового энергопотребления будет спрос на природный газ. Кроме того, согласно прогнозам входящей в систему правительства США Администрации по энергетической информации, к 2020 году потребление газа в мире удвоится и достигнет объема в 162 трлн кубических футов, что составит 28% от общемирового энергопотребления.

Опираясь на результаты исследований, выполненных Национальным советом США по нефти, некоторые из высокопоставленных чиновников администрации США сделали заявление, что Америка больше не имеет возможности для самообеспечения своих растущих потребностей в природном газе, так как его производство на месторождениях в США и Канаде не увеличивается. В докладе Национального совета по нефти также рекомендуется увеличить импорт сжиженного природного газа (прежде всего из России, а возможно и из Ирана). Однако делать это целесообразно через установление контроля над месторождениями газа, препятствуя тем самым возможности его экспорта в бурно развивающиеся страны Азии.

На фоне заявлений о предстоящем глобальном экономическом кризисе в поcледние годы стремительно выросло число публикаций и комментариев на тему глобальных катастрофических изменений климата Земли. Продолжается нагнетание ситуации и в связи с расширяющейся антитеррористической кампанией.

Вновь популярны фильмы-катастрофы («Послезавтра», «Война миров» и др.).

В целом основной идеей манипулирования общественным сознанием опять становится общее чувство неуверенности в завтрашнем дне и общего страха перед будущим.

Все это способствует формированию общественного мнения, благоприятного реализации стратегии сдерживания научно-технического прогресса и интенсивного развития азиатских экономик в рамках деятельности «Римского клуба», направленной на сохранение статус-кво «золотого миллиарда».

Используя сформированное общественное мнение, экспертным сообществом разрабатываются оценки, характеризующие развитие геополитической обстановки в долгосрочной перспективе и указывающие ключевые регионы планеты, на которых будет сосредоточено внимание ведущих мировых игроков. Тем самым проводится управляемое перераспределение внимания на наиболее важном направлении для мирового сообщества.

Так, из доклада «World Energy Outlook 2005» о состоянии мировой нефтегазодобычи и ее перспективах до 2030 года, подготовленного Международным энергетическим агентством (IEA), следует, что мировой нефтяной рынок ждет серьезное изменение расстановки сил. Нефтяные цены и будущее мировой экономики и потребителей будут зависеть только от ближневосточных и североафриканских стран, в числе которых Россия не значится.

Подобные оценки на фоне сформированного общественного мнения о нарастании глобальных кризисных тенденциях свидетельствуют о то, что ситуация в мире по основным критериям укладывается в обозначенный «Римским клубом» курс на сдерживание прогрессивного роста и консервации статус-кво мировой экономики.

Характерно, что ряд исследований и аналитических разработок, проведенных ведущими мировыми аналитическими центрами в середине 90-х годов XX века и направленных на формирование прогноза развития ситуации в мире на среднесрочную перспективу с учетом стремительных изменений в мировой политике под влиянием процессов глобализации, показал существенное увеличение потенциала развития мировой экономики, что само по себе вызвало тревогу у идеологов «Римского клуба».

Так, по оценкам специалистов, со второй половины XX века в мире происходило объективное накопление противоречий в различных областях развития человечества под воздействием научно-технического прогресса. Значимость накопленных противоречий привела в начале XXI века к формированию глобального кризиса, связанного с набирающим силу ростом азиатских экономик и серьезно затруднившего реализацию проекта «Римского клуба» по стабилизации экономического роста.

Основное опасение западных экспертов, связанное с нарушением статус-кво глобальной финансово-экономической ситуации, вызывают процессы, происходящие сегодня в Азии и на Ближнем Востоке. Так, в частности, отмечалось, что к началу XXI века в мире сложился дисбаланс рынка углеводородов, который, по некоторым оценкам, может привести в ближайшей перспективе к опасной недооценке Азии как будущего крупнейшего потребителя нефти и газа. Об этом в частности говорится в исследовательском проекте «Asian Energy Futures», выполненном Университетом национальной обороны и Военно-морским колледжем США. Результаты были опубликованы в мае 2000 года. Исследования в рамках проекта проводились при финансовой поддержке компании «Кантор Фитзжеральд» (Cantor Fitzgerald) — крупнейшей инвестиционной компании США, контролирующей рынки облигаций правительства, внешнего долга США и др., оборот средств на которых достигает 50–70 триллионов долларов в год.

Одной из целей проекта было объединение усилий финансового мира и Пентагона по продвижению выгодных США новых принципов мировой экономики, отвечающих основным критериям «Римского клуба» и не допускающих дальнейшее стремительное и потому опасное развитие азиатских экономик.

В состав исследовательских групп были включены представители Национального совета по разведке, Совета по международным отношениям, Совета национальной безопасности, Агентства по международному развитию, компании Morgan Stanley, Колумбийского университета, Института мировой экономики Университета национальной обороны США.

В итоговом отчете группы исследователей отмечается, что период истории с 2000 по 2020 год будет характеризоваться взрывным энергопотреблением в Азии. Так, отмечается, что потребление нефти возрастет на 88%, угля — на 97%, гидроэнергии — на 109%, ядерной энергии — на 85%, а природного газа — на 191%. Такая ситуация не могла не вызвать глубокое опасение у идеологов проекта, разделяющих идеалы «Римского клуба».

Если по месторождениям угля регион еще останется самодостаточным, то по остальным энергоносителям и ресурсам Азии будет жизненно необходим пересмотр существующих рынков. Так, если в 2000 году страны Азии импортировали 63% нефти из региона Персидского залива, 24% — из Европы и США и 13% — из прочих источников, то к 2020 году структура импорта изменится следующим образом: 74% нефти страны Азии будут получать из региона Персидского залива, 12% — из Европы и США и 14% из иных источников. Таким образом, альтернативы Персидскому заливу для стран Азии просто не будет — никакой другой поставщик не в силах обеспечить потребности растущих экономик. Характерно, что на этом фоне только 1/5 потребляемой США нефти приходится на этот регион. Основными поставщиками для них являются Канада, Венесуэла, Мексика и Колумбия. Эксперты отмечают, что к 2020 году взаимосвязь региона Персидского залива со странами Азии будет в шесть раз значимее его связи со странами Запада.

С этими оценками совпадают и оценки экспертов IEA. То, насколько будут удовлетворены потребности мировой экономики, целиком будет зависеть от Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Кувейта, Катара, ОАЭ, Алжира, Египта и Ливии, полагают аналитики IEA. Все остальные производители будут постепенно сдавать свои позиции на рынке. По мнению IEA, время перегруппировки сил в списке ведущих производителей нефти придется на 2010 год. К этому времени производство нефти у независимых стран-производителей, в числе которых и Россия, достигнет своего потолка. Сейчас Россия, Норвегия, Мексика, Канада и США производят около 60% мировой нефти, но после 2010 года кривая производства стремительно пойдет вниз и расстановка на мировом рынке поменяется: долю на рынке начнут наращивать арабские и североафриканские страны. Даже если бы остальные производители захотели противопоставить себя картелю и отобрать у него пальму первенства, они были бы не в состоянии это сделать, потому что их нефтяные резервы существенно беднее и гораздо более дорогостоящи для разработки, чем на Ближнем Востоке и в Северной Африке, утверждают аналитики IEA.

По оценкам IEA, потребность в топливе вырастет как минимум на 50% к 2030 году, если только нынешняя политика стран не изменится и мир не найдет достойной замены нефти в виде альтернативных источников топлива. Только в самих странах Ближнего Востока и Северной Африки спрос на нефть вырастет в два раза, в то время как добыча увеличится лишь на 75%.

Кроме того, было заявлено, что мир, ввиду складывающейся ситуации, стоит в начале сложного этапа выстраивания новых отношений между США, Ираком, Ираном и Китаем. Причем в качестве будущего направления развития энергетики, а следовательно, и всей экономики в регионе назывался переход с нефти на природный газ: основа экономики Азии — это электроэнергетика, а в этой отрасли наибольшее значение имеет именно газ.

Сделанные американскими экспертами прогнозы получили свое продолжение в стратегических разработках азиатских стран. Так, по заявлениям ряда индийских и китайских экспертов, важнейшим элементом выстраиваемой сегодня азиатской стратегии безопасности является признание того факта, что в последние десятилетия происходят существенные изменения парадигмы в мировом секторе нефти и газа: практически все XX столетие производителями и потребителями углеводородов в основном были страны Запада, а страны Азии играли периферийную роль в этих отношениях, но уже в начале XXI столетия две трети нефти, производимой на западе Азии (Ближний Восток), уже направлялись на азиатские рынки. Если сложить все нынешнее производство углеводородов в Азии, то в XXI веке регион займет свое место как самый значительный производитель углеводородного сырья и, возможно, самый крупный его потребитель. При этом практически все нефте- и газопроводы сконцентрированы на Западе и проходят в западном направлении. В этой ситуации, отмечают эксперты, становится очевидным, что существующая на сегодня организация глобального рынка углеводородов совершенно нерациональна.

Вместе с тем признание заявленного положения новой азиатской стратегии потребовало бы от развитых стран Запада (и в первую очередь от США) смириться с высокими темпами роста ведущих азиатских стран (Китая и Индии) в ущерб основным принципам «Римского клуба», что в конце концов привело бы к утрате лидирующих позиций США в мире, а возможно, и к глобальной трансформации вектора развития современной цивилизации с США на Китай.

Подобное развитие событий, безусловно, не укладывалось в существующие планы формирования Нового мирового порядка на принципах, изложенных в документах «Римского клуба» и подразумевающих консервативный подход к формированию мировой политики на ближайшее столетие путем торможения научно-технического процесса и темпов развития мировой экономики, а также сохранением динамики потребления ресурсов, ориентированного на западные страны.

О коррекции внешнеполитических приоритетов США говорит, в частности, заявление Госдепартамента о предстоящих изменениях в структуре дипломатического корпуса страны. Вслед за изменением конфигурации сил, проведенной Пентагоном (изменение дислокации сил с акцентом на Ближний Восток и Азию), Госдепартамент также намерен провести перераспределение своих дипломатических сил в мире. По заявлению руководителя внешнеполитического ведомства США Кондолизы Райс, планируется сократить численность американского дипконтингента в Европе и увеличить дипломатическое присутствие США в других регионах, в том числе в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

В этой связи можно предположить, что с началом XXI века (тысячелетний рубеж, или «миллениум» — психологически очень удобное время для начала глобальных трансформаций) было начато выполнение глобального проекта, основная цель которого — недопущение реализации заявленного положения новой азиатской стратегии о необходимости трансформации мирового рынка углеводородов. Скорее всего, ведущая роль в построении Нового мирового порядка была возложена не на США, как государство индустриальной эпохи, а на некие сетевые транснациональные структуры, формирование которых активно шло в конце XX века. Именно ориентация на транснациональные сетевые структуры позволила бы авторам проекта отказаться от целого ряда устаревших принципов международных отношений и формировать Новый мировой порядок с «чистого листа» общественных отношений нового информационного общества.

В этом проекте ставка делалась на дестабилизацию и хаотизацию ситуации в мире с тем, чтобы в дальнейшем, используя нестабильность, обеспечить условия для управляемых трансформаций мировой энергетической системы в направлении дозированного и контролируемого обеспечения растущих азиатских экономик необходимым сырьем. Важная роль в этом процессе отводилась действующим международным организациям, и прежде всего — Всемирной торговой организации, а непосредственными исполнителями должны были стать арабские страны и Россия.

Стратегическим преимуществом авторов проекта становилось то, что они изначально действовали, находясь в рамках сетевого информационного общества, в то время как все остальные взаимодействовали с ними, находясь еще на стадии иерархического постиндустриального общества.

Одним из первых событий в программе реализации этого плана стала конференция по глобальной энергетической политике «The Geopolitics of Energy into the 21st Century», проведенная в декабре 1999 года в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).

Можно предположить, что основным итогом работы этого мероприятия стала договоренность о роли и месте России в реализуемом плане формирования Нового мирового порядка на условиях сохранения статус-кво с доминированием Запада и всяческими препятствиями в развитии стран Азии.

Анализ последующих событий в мировой политике позволяет предположить, что России были предложены следующие условия.

Авторы проекта руками США дестабилизируют ситуацию в мире, что приводит к резкому повышению цен на нефть. В этой ситуации России становится одним из ведущих экспортеров нефти и, главное, газа. Далее США проводят ряд силовых акций по установлению контроля над арабскими нефтедобывающими странами, что резко осложняет импорт энергоносителей из этих стран в страны Азии. Тем временем Россия наращивает темпы добычи, консолидирует ресурсы под крышей нескольких монополий («Газпром» и др.). Через некоторое время вслед за стремительно дорожающей нефтью следует и удорожание природного газа. В тот момент, когда фактический контроль над ведущими российскими монополиями будет находиться в руках авторов проекта, будет проведен ряд юридических мероприятий, узаконивающий иностранное владение госмонополией. Одновременно с этим, используя нефтегазовое давление, делается очередной шаг к сегментации евразийского пространства — либерализуются цены на газ, а как следствие — рушится СНГ. Одновременно провозглашается основная роль России в современном мире — ведущий поставщик сырья. Именно с этой «специализацией» Россия и принимается в ВТО. Важнейшим условием договоренностей было сохранение цен поставки энергоресурсов в США на докризисном уровне.

2. Начало реализации проекта. Дестабилизация ситуации в мире

Фактический старт разработанного плана был дан 11 сентября 2001 года. Ключевым событием, послужившим окончанием одной эпохи и началом другой, стал террористический акт во Всемирном торговом центре. По мнению ряда как российских, так и зарубежных экспертов, реально это событие не было терактом, а было профессионально проведенной операцией специальных служб. Вероятно, часть сил и средств американских спецслужб была задействована для проведения этой операции, но основными силами все же были некие сетевые структуры, за которыми стояли авторы проекта по формированию Нового мирового порядка. Именно сетевой характер этих организаций изначально не давал никаких шансов в расследовании подобного деяния, так как все существующие на сегодня правоохранительные структуры иерархичны по своей структуре и не способны воспринимать угрозы, исходящие от сетевых противников.

Этот же принцип был использован, когда в качестве основного противника для мирового сообщества была предложена «Аль-Каида» — сетевая преступная организация во главе с мифической личностью Усамы бен Ладена. Изначально было понятно, что существующая в современной цивилизации парадигма безопасности, как и само общество, ориентированы лишь на борьбу с адекватными, то есть иерархическими противниками и исходящими от них угрозами. Заявленный же масштаб деятельности международного террористического движения позволял авторам проекта дестабилизировать ситуацию не в отдельно взятом регионе или стране, как это было в индустриальную эпоху, а на всей планете. Именно этого они и добивались. Теперь можно было переходить к следующему действию — установлению контроля над нефтеносными районами Ближнего Востока.

Характерно, что в прогнозе развития ситуации на Ближнем Востоке, подготовленном в РЭНД в ноябре 2001 года, утверждалось, что на текущий момент этот регион не представляет собой опасности ни для США, ни для Израиля, однако он стоит перед знаковыми событиями, которые были благоприятными для осуществления внешнего воздействия на ситуацию в регионе. Так, в частности, отмечалось, что регион стоит на пороге целой волны смены властных элит — престарелые шейхи будут уходить с политической арены, передавая власть своим преемникам, как правило, воспитанным в духе «демократии» и обучавшимся на Западе, что делало молодых правителей особенно восприимчивыми к установкам авторов проекта. Также экспертами РЭНД отмечалось, что Ирак, утративший за годы блокады свой военный потенциал, не представляет угрозы ни для одной из стран региона.

Возможно, основываясь на прогнозе РЭНД о том, что Ирак не обладает серьезным военным потенциалом, а также на докладах специальных служб о том, что в стране отсутствует оружие массового поражения, и было принято решение о начале военной агрессии против этой страны.

Можно предположить, что, начиная эту кампанию, авторы проекта ставили перед собой еще одну цель — ликвидацию самих Соединенных Штатов как ведущего игрока мировой политики индустриальной эпохи.

Последние годы показали низкую эффективность иерархической государственности США (да и всей системы международных отношений) в условиях тотальной сетевизации современного общества: существующая экономика и политическая система не смогли адаптироваться к изменившейся ситуации — колоссальный внешний долг США рано или поздно грозит обрушением всех структур государства. Не случайно именно растущий госдолг был идентифицирован экспертами США как наиболее значимая проблема национальной безопасности США в текущем столетии. Лишь те транснациональные компании, которые перешли на сетевой принцип управления, сохранили свою рентабельность; те же, кто попытался сохранить статус-кво, потерпели крах.

Можно также предположить, что проведенные американскими экспертами оценки показали, что структура государственного аппарата США не поддается необходимым трансформациям. Более того, в сетевом информационном обществе само понятие «государство» утрачивает смысл. Необходимы иные структуры. В этом отношении глобальная сеть «Аль-Каиды» выступает прообразом политического фактора будущего, аналогом современного государства.

Важным результатом операции в Ираке для авторов проекта была дестабилизация ситуации на мировом рынке нефти. Этого удалось достичь путем эскалации «партизанской» войны. Дестабилизировав обстановку в Ираке, США получили возможность вплотную приблизиться к одному из крупнейших поставщиков природного газа на мировой рынок — Ирану. Характерно, что по некоторым оценкам так называемое «шиитское восстание» во главе с Муктадой Ас-Садром было не что иное, как режиссированный Израилем и США спектакль, целью которого являлся вывод на политическую арену региона новых персоналий в религиозной сфере для их использования в дальнейшей игре против Ирана.

Важно, что проблемы с поставками нефти из региона, даже с учетом значительного роста цен на нефть на мировых рынках, оказывают серьезное влияние не столько на экономику США, сколько на экономику азиатских стран, являющихся основными потребителями углеводородов из региона.

Страховку рынка США осуществляла Россия путем частичного отказа от прибыли за проданную нефть и накопления высвободившихся средств на счетах американских финансовых компаний. В российском информационном поле в качестве прикрытия была запущена идея о создании национального Стабилизационного фонда. Однако ни один серьезный экономист не смог дать аргументированного ответа о необходимости такого фонда.

Более того, Россия предложила целый ряд мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности США в условиях нестабильности в мире. Можно, однако, предположить, что первоначальный посыл по заявленным направлениям исходил все же не от самой России, а от США.

Так, в частности, в 2005 году на межправительственном уровне было заявлено, что энергодиалог между Россией и США есть важнейший элемент обеспечения глобальной энергетической безопасности. Можно предположить, что в ходе встречи осенью 2005 года министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко с министром энергетики США Самюэлем Бодмэном, а также с руководителями трех крупнейших нефтегазовых корпораций ExxonMobil, Chevron и ConocoPhillips были подведены промежуточные итоги глобальной кампании и намечены шаги по дальнейшему продвижению на пути блокирования доступа стран Азии к энергоносителям.

С большой долей вероятности можно предположить, что на встрече были затронуты вопросы, связанные с предстоящей с началом 2006 года либерализацией рынка акций ОАО «Газпром» и его перехода в руки иностранных владельцев, а также обсуждение вопросов, связанных с предстоящим развалом СНГ после повышения цен на энергоносители. По результатам встречи, скорее всего, было получено «добро» на продолжение действий. Дальнейший ход событий это подтверждает — США практически не вмешивались в процесс либерализации цен на газ для стран СНГ.

В официальном заявлении по встрече говорилось, что в ходе беседы двух министров стороны обсудили ход российско-американского энергетического диалога, поставки российских нефти и газа в США, перспективные проекты развития транспортной инфраструктуры — проекты ВСТО, СЕГ, расширения КТК. Важным является также предложение, озвученное российским министром в ходе встречи, — российская нефть марки «Urals» может быть использована для закачки в стратегический нефтяной резерв США. В случае отказа Венесуэлы экспортировать нефть в США российские поставщики (в первую очередь ЛУКОЙЛ) могли бы рассматриваться как реальные претенденты на освобождающуюся часть рынка.

В свою очередь Россия, выполняя взятые на себя обязательства по поставкам энергоресурсов на рынок, приступила в 2002 году к созданию так называемого Стабилизационного фонда. Уже в 2003 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым создан Стабилизационный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 961 Бюджетного кодекса РФ Стабилизационный фонд — «...часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (на момент создания Фонда эта цена была обозначена в 20 долларов за один баррель)...».

Важно, что основная доля формируемого фонда переводится в государственные казначейские обязательства США, номинированные в долларах. К этому времени в них уже была помещена существенная доля долларового эквивалента, золотовалютных резервов Центробанка РФ (по некоторым оценкам, более 65%). Таким образом, золотовалютный резерв (главный финансовый актив страны) работает исключительно на экономику США, но, с другой стороны, этот резерв обесценивается вместе с долларом.

3. Атипичная пневмония и птичий грипп как элементы информационной кампании, направленной против азиатской экономики

Ряд экспертов сходятся во мнении, что череда эпидемий «необычных» заболеваний, постигшая азиатский регион с начала XXI века, есть не что иное, как этапы единого целенаправленного проекта дестабилизации ситуации в мире и недопущения роста экономического потенциала ведущих азиатских стран.

Интересно, что в 2003 году Национальным советом по разведке был подготовлен отчет о том, как освещалась эпидемия атипичной пневмонии в мировых СМИ, а также уровень влияния этого информационного события на экономические показатели разных стран.

Что касается, эпидемии «птичьего гриппа» в 2005 году, то, по некоторым оценкам, это есть главным образом информационное событие, аналогичное атипичной пневмонии.

Вместе с тем существуют оценки (американская консультационная компания PIRA Energy Group), согласно которым в случае пандемии птичьего гриппа спрос на нефть в мире может упасть на 7 миллионов барр./день. Американский инвестиционный банк Goldman Sachs ранее выступил с более оптимистичным прогнозом. По его оценкам, в случае пандемии птичьего гриппа спрос на нефть в мире сократится на 1 млн барр./день.

Все это вносит дополнительную нервозность на мировые рынки, и прежде всего на рынки азиатских стран, снижает доверие к ним со стороны потенциальных клиентов.

4. Рост капитализации «Газпрома». Дело «ЮКОСа» как сигнал о перестройке и необходимости вывода из теневого обращения акций компании

По некоторым оценкам, «дело “ЮКОСа”» было необходимым шагом на пути к переделу сфер влияния в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Более того, возможно, что в ходе кампании против «ЮКОСа» и лично М.Ходорковского решались и иные задачи противодействия уже внутри самой команды авторов глобального проекта. Вопрос о конфликте еврейских элит не получил огласки, но, возможно, именно он был одной из причин всей кампании.

Важно, что результатом стала изменившаяся ситуация во всей отрасли, способствовавшая приходу иностранного капитала.

Далее по разыгрываемому сценарию начинается консолидация ресурсов нефтегазовой сферы России. Причем эта деятельность распространилась не только на активы ОАО «Газпром», но и на компании, обеспечивающие энергетический сектор российской экономики.

Усилия были сосредоточены также на получении контроля над ведущими машиностроительными предприятиями и трубопроводной системой РФ. Важнейшими в ее реализации стали следующие события на финансовом рынке России.

В начале декабря 2005 года Объединенная финансовая группа (ОФГ, UFG), входящая в пятерку крупнейших инвестиционных компаний России, была продана Deutsche Bank. Важно, что компания была продана на пике рентабельности, что характерно для случаев целевого отстранения от руководства действующей команды менеджеров. В целом, в контексте кампании по либерализации акций «Газпрома» интересна роль следующих персоналий: исполнительный директор ОФГ И.Тырышкин — бывший президент Фондовой биржи РТС (акции ОАО «Газпром» торговались главным образом на фондовой бирже Санкт-Петербурга, которая входит в группу компаний РТС, соответственно у топ-менеджеров РТС была возможность манипулировать инсайдерской информацией о торгах акциями), Почетный председатель совета директоров ОФГ, член совета директоров ОАО «Газпром» Борис Федоров и др. Интересна фигура председателя Совета директоров — Главного управляющего директора ОФГ Чарльза Райана. Так, Ч.Райан с 1991 по 1994 год был членом правления и основным консультантом по банковским операциям Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне. В составе группы консультантов по вопросам приватизации и реструктуризации оказывал содействие правительству Санкт-Петербурга в разработке плана приватизации промышленности и недвижимости города. Работал в отделе ЕБРР по инвестициям в акции частных предприятий Польши и Российской Федерации. С 1989 по 1991 год был финансовым аналитиком в банке Credit Suisse First Boston.

Интересно также и то, что процесс либерализации акций ОАО «Газпром» проходил под контролем еще ряда выходцев из компаний РТС и «Тройка–Диалог», Так, заместителем руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации является в настоящее время В.Ю. Стрельцов, ранее занимавший пост Президента фондовой биржи РТС. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации — Олег Вьюгин, ранее (с 1999 по 2002 год) занимал различные должности в компании «Тройка–Диалог». Сами же проекты компаний РТС и «Тройка–Диалог» есть креатуры Агентства по международному развитию США (USIA) и создавались, главным образом, для осуществления контроля над российской экономикой.

ОФГ являлась основной инвестиционной компанией, приобретавшей акции ОАО «Газпром» в интересах иностранных клиентов. Деятельность ОФГ в этом направлении вызывала негативную реакцию среди российских политиков. В частности, летом 2004 года заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Ю.Савельев (блок «Родина») направил депутатский запрос в адрес директора Федеральной службы безопасности, министра внутренних дел и Генерального прокурора РФ, в котором ставилась под сомнение законность приобретения ОФГ акций ОАО «Газпром». В запросе в частности отмечалось, что финансовая схема, предоставляющая право неизвестным или желающим оставаться неизвестными иностранным компаниям и лицам владеть акциями ОАО «Газпром», была создана Объединенной финансовой группой. Депутат утверждал, что в своей деятельности ОФГ использует схемы приобретения финансовых продуктов, позволяющие международным инвесторам осуществлять сделки с акциями российских эмитентов, имеющими ограничения на свободное обращение.

Данная информация привела, по мнению экспертов, к резкому падению цен на акции газового холдинга, которые по итогам дня упали на 12,5%, что было в интересах ОФГ по достижению ее стратегической цели на скупку акций ОАО «Газпром».

Вместе с тем атака крупнейших международных финансовых спекулянтов на «Газпром» началась, по некоторым оценкам, еще в 1997 году, когда международный консорциум под эгидой ОФГ под руководством Бориса Федорова создал в России первые подставные фирмы для незаконной скупки акций российских естественных монополий.

По мнению экспертов, это первый пример хорошо организованной борьбы международного капитала с российской промышленной группой, экономическое состояние которой самым непосредственным образом влияет на финансовое положение государства. Эксперты отмечают, что, как правило, такие компании не приходят к власти, чтобы управлять производством или хотя бы финансовыми потоками. Их способы получения прибыли сводятся к следующей схеме: скупить пакет акций, с помощью которого можно блокировать стратегические решения компании — добиться от менеджмента и других акционеров расчленения (реструктуризации) компании — получить в собственность акции разрозненных компаний и продать акции по более высокой цене. Не случайно, что, по некоторой информации, ОФГ связана с такими фигурами, как Джордж Сорос и Кеннет Дарт.

О схемах, которые были созданы ОФГ для нелегальной скупки акций «Газпрома» на деньги зарубежных участников спекулятивного консорциума, известно достаточно много. Суть этих схем состояла в следующем. Борису Федорову, обладающему широкими связями как в российских правительственных кругах, так и в международных финансовых (со времени работы директором в ЕБРР и МБРР), было предложено со стороны авторов глобального проекта организовать скупку акций ОАО «Газпром». Для этого принадлежащая Федорову ОФГ создала зарубежные оффшоры, через которые деньги консорциума были закачаны в созданные той же ОФГ оффшоры российские. Чтобы преодолеть запрет нерезидентам покупать акции «Газпрома», установленный Указом президента РФ № 529 от 28 мая 1997 года «О порядке обращения акций Российского акционерного общества “Газпром” на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества “Газпром”», созданные в России подставные оффшоры были сгруппированы по три компании и в рамках этих групп производили перекрестное перераспределение уставных капиталов друг друга. Таким образом, они создавали видимость своего российского происхождения, являясь на самом деле собственностью зарубежных участников спекулятивного консорциума, вложивших деньги в «серые» схемы. В дальнейшем планировалось, что Борис Федоров, избранный за счет «оффшорных» голосов в совет директоров «Газпрома», использует все свои силы и связи для обвальной реструктуризации «Газпрома» и одномоментного слияния внутреннего и зарубежного рынка акций газовой монополии. Именно эта схема и реализуется в настоящее время в отношении ОАО «Газпром».

Кроме того, в ноябре 2005 года ОФГ организовала сделку по приобретению несколькими инвесторами 42,16% акций ОАО «Объединенные машиностроительные заводы». По некоторым оценкам, акции были выкуплены также в интересах Deutsche Bank.

Далее, в конце декабря 2005 года транснациональной компанией Siemens было подтверждено приобретение акций другого стратегического машиностроительного предприятия России — ОАО «Силовые машины».

Несмотря на ранее сделанные заявления, что энергетическое машиностроение является стратегической для России отраслью (в том числе и со стороны Президента РФ), пользуясь информационным прикрытием начавшегося газового скандала между Россией и Украиной, в конце декабря 2005 года, Федеральная антимонопольная служба одобрила заявку немецкого концерна Siemens на покупку 20,619% акций ОАО «Силовые машины». Важным направлением деятельности кампании можно считать практически полный контроль над производством и ремонтом промышленных газоперекачивающих установок, что дает возможность контролировать всю трубопроводную систему России.

Часть акций «Силовых машин» была приобретена РАО «ЕЭС России» (в начале декабря 2005 года РАО «ЕЭС России» приобрело 22,43% акций «Силовых машин»), что дало возможность увеличить ей свою долю до 25% + 1 акция. По условиям отдельного соглашения, кроме блокпакета РАО также получает в доверительное управление до 2007 года еще 30,41% акций, принадлежащих «Интерросу». Таким образом, «Силовые машины» оказались выведенными из-под государственного контроля.

Характерно, что в 2003 году было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и концерном Е.ON AG в области электроэнергетики. В соглашении зафиксированы намерения сторон по стратегическому долгосрочному партнерству. В частности, Е.ON AG рассматривает возможность участия в проводимых РАО «ЕЭС России» конкурсных отборах на управление генерирующими активами, а также в прямых инвестициях в электроэнергетику. Интересно также предложение руководства Е.ON о том, что концерн готов при поддержке РАО «ЕЭС России» реализовать пилотный проект в области модернизации российской электростанции, использующей газ в качестве топлива.

На фоне активного вторжения иностранного капитала в российскую экономику, прежде всего — в ее энергетический сектор, наблюдается и резкая активность иностранных финансовых структур.

Только за январь–ноябрь 2005 года количество российских банков со 100%-ным участием иностранцев увеличилось с 33 до 42. В их число вошли «Хансабанк» — дочерняя компания одного из крупнейших в Скандинавии Swedbank, и «Морган Стэнли Банк», учрежденный одноименным мировым гигантом. Кроме того, находятся на регистрации в ЦБ документы швейцарского банка UBS.

За третий квартал 2005 года доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских банков выросла с 6% до 11%, что вызвало тревогу в среде российских банкиров.

По прогнозам экспертов, 2006 год также будет характеризоваться масштабным ростом. В частности, должна быть завершена сделка почти по 30% акций «Газпромбанка» с Dresdner Bank. В ходе размещения акций на фондовых биржах иностранцы могут получить более 10% акций «Внешторгбанка» и «Росбанка».

Кроме действий на финансовом рынке, немецкие компании впервые были допущены к добыче газа в России. Одновременно был дан старт проекту «Северо-Европейский газопровод», который возглавил Г.Шредер. По некоторым оценкам, в силу активности немецкого капитала фигура вице-канцлера в ближайшее время может стать одной из ключевых в ОАО «Газпром».

Следует признать, что с покупкой ОФГ Deutsche Bank и либерализацией акций ОАО «Газпром» начался финальный этап проекта, основной целью которого является передача российских энергетических монополий в руки международных финансовых корпораций для дальнейшей реализации проекта по стабилизации ситуации в мире на условиях «Римского клуба».

5. Активизация проекта по выводу «Газпрома» в число крупнейших транснациональных компаний под влиянием Германии

Одновременно с консолидацией финансовых активов «Газпрома» была предпринята масштабная информационная кампания по его выводу на международную арену, как ведущей энергетической компании.

Для этого был использован газовый скандал с Украиной и последовавшая ожидаемая реакция Евросоюза по поводу обеспечения собственной энергетической безопасности. Было также использовано и информационное поле готовящейся встречи G-8 и российского председательства в ней.

Так, в частности, конференция «Всероссийская неделя нефти и газа 2005», проходившая с 31 октября по 2 ноября 2005 г., по инициативе Министерства промышленности и энергетики РФ была включена в план мероприятий Администрации Президента РФ по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в «Группе восьми». Темой главной сессии конференции было заявлено «Устойчивое развитие мировой энергетики — вызовы времени». На самой конференции и международном круглом столе были организованы выступления министров стран — членов «Группы восьми», руководителей ОПЕК, Международного Энергетического Агентства, АТЭС, других международных организаций и руководителей крупнейших российских и зарубежных компаний. Кроме того, следуя положениям «Римского клуба», на конференции также рассматривались проблемы энергоэффективности и ресурсосбережения.

Важный результат мероприятия — Россия готова к вступлению в ВТО как сырьевая страна. При этом ключевая энергетическая монополия — «Газпром»— после либерализации рынка акций фактически передана под управление иностранного капитала, что является частью стратегического плана обеспечения энергобезопасности Европы.

В конце октября 2005 года состоялся визит в Россию президента Всемирного банка Пола Вулфовица. Одной из целей визита, возможно, была тема предстоящей либерализации акций «Газпрома», которая в официальных пресс-релизах была обозначена как «...подтолкнуть судебную реформу в России, дав на нее $50 млн...».

Характерно, что Счетная палата РФ закончила комплексную проверку состояния и финансового положения «Газпрома» еще в октябре 2004 года, однако аудиторский отчет так и не был опубликован.

В качестве основного информационного повода в проекте утверждения «Газпрома» как ведущей мировой энергетической компании был использован искусственно созданный газовый кризис между Россией и странами СНГ, в первую очередь — с Украиной.

Все, что происходило в российско-украинских отношениях во второй половине 2005 года, можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, направленных на раскачивание ситуации в области энергетической безопасности и стабильности в регионе.

Сейчас понятно, что публично заявленные цели о переходе на рыночные цены в расчетах по природному газу не были достигнуты. Однако успешно достигнуты иные цели этого скандала. Прежде всего, проведено дальнейшее углубление раскола между российским и украинским населением, что в целом негативно скажется на выстраивании дальнейших отношений между странами. Кроме того, практически сведена на нет роль СНГ как политической структуры, заявления, что СНГ будет заменен другими политическими институтами, типа Шанхайской организации сотрудничества, в существующих условиях не могут рассматриваться как реально выполнимые. И самое главное — был дан объективный повод для начала масштабной кампании в Европе по обсуждению вопросов энергетической безопасности региона и европейской зависимости от российского газа. Впервые за многолетнюю историю поставок российского газа в Европу встал вопрос о способности России в любых условиях обстановки обеспечить поставки природного газа европейским потребителям. С первых дней января в европейских правительствах началась волна обсуждений на тему, как застраховаться от принципиальности поставщиков и нерадивости транзитеров.

Российско-украинский газовый конфликт вызвал критику Международного энергетического агентства (IEA). Эксперты агентства отмечают, что из-за проблем с Украиной репутация «Газпрома» как поставщика газа оказалась под угрозой. По их мнению, то, что происходит в России с газом, вызывает беспокойство. Эксперты уверены, что основная проблема в том, что не проводится энергетическая реформа, и на сегодня существует лишь один монопольный поставщик газа в Европу — ОАО «Газпром». Согласно заявлениям IEA, это неприемлемо. По мнению экспертов, Россия доказала, что она является чрезвычайно ненадежным партнером для европейских потребителей энергии. В кризисный период российские представители даже не пытались выйти на контакт с другими импортерами российского газа и разъяснить им, какие действия предпринять в случае, когда поставки газа на Украину и транзит в Европу будет поставлен под угрозу.

В этой ситуации вновь всплывает тема иранских нефтегазовых ресурсов. Так, в интервью немецкой деловой газете «Handelsblatt» президент корпорации E.ON Вульф Бернотат вновь подчеркнул пристальный интерес европейцев к иранским запасам газа.

По словам Вульфа Бернотата, газовый спор между Украиной и Россией показал каждому потребителю, что доступ к ресурсам, объемы которых продолжают уменьшаться, является важной темой. Глава концерна также подтвердил, что E.ON не исключает сотрудничества в строительстве запланированного газопровода «Nabucco», проект которого находится на стадии переговоров. Этот газопровод должен соединить Иран через Турцию с Европой.

Крупнейший в мире частный энергетический и газовый концерн E.ON, который приобрел газовый концерн Ruhrgas в 2003 г., в середине 2004 года вышел с предложением об «инвестициях в российскую экономику». На тот момент E.ON владел более 6,5% акций ОАО «Газпром» и вел активные переговоры с российским газовым концерном и независимыми поставщиками газа по проектам добычи, транспортировки и сбыта газа в России. В отчете концерна за 2004 год говорилось в частности о том, что в ближайшие годы планируются значительные приобретения «на Востоке». По мнению некоторых экспертов, речь здесь может идти о предстоящей покупке E.ON значительной части акций ОАО «Газпром».

По мнению экспертов, в E.ON понимают, что ситуация для «Газпрома» к концу 2005 года сложилась не вполне приемлемая. Поэтому E.ON принял решение воспользоваться для давления на «Газпром» по всем своим проектам в России.

Формально проигравших в «газовой войне» России и Украины нет. С точки зрения Украины, ее правительство обеспечило себе поставки газа в самое тяжелое (к тому же — приходящееся на парламентские выборы) первое полугодие 2006 года по $95 за тысячу кубометров. Кроме того, вряд ли RosUkrEnergo (RUE) откажется от поставок газа во втором полугодии 2006 года в адрес своей дочерней компании «Росукрэнерго» по цене в диапазоне $95–160 за тысячу кубометров — относительное спокойствие на Украине является залогом того, что цены транзита в $1,6 не будут пересмотрены ни для нее, ни для «Газпрома». «Газпром», обеспечив сбыт 17 млрд кубометров по $230 за тысячу кубометров российского газа RUE вместо Украины, формально ничего не теряет. Не теряет на этой операции и RUE — среднеазиатского газа с лихвой хватает, чтобы обеспечить рентабельность поставок.

Характерно также, что в марте 2004 года НАК «Нафтогаз Украины» получила кредит в 2 млрд евро от Deutsche Bank на реконструкцию газотранспортной системы страны.

Однако «Газпром» был вынужден передать RUE все, что он заработал с 2001 года, скупая среднеазиатский газ. По сути, 4 января 2005 Туркмения, Узбекистан и Казахстан решили задачу по независимому напрямую от «Газпрома» экспорту российского газа в страны ЕС. Если ранее «Газпром» мог претендовать на 100% прибылей от экспорта среднеазиатского газа в Европу, то теперь он получит от него не более 50% — вторая половина будет распределена среди других акционеров RUE. RUE увеличивает свою долю на рынке стран СНГ и Европы с нынешних 3–4% до 11–12%.

Интересно, что еще в конце 2004 года председатель правления немецкого энергоконцерна E.ON Вульф Бернотат заявлял, что одной из наиболее существенных проблем европейского рынка газа является снижение его предложения. В подтверждение своих слов тогда он обнародовал информацию о полном прекращении поставок газа из Туркмении в Россию и заявил о возможном вхождении E.ON в состав российско-украинского газотранспортного консорциума. По словам Бернотата, E.ON Ruhrgas, газовый трейдер концерна, давно предупреждал своих покупателей в ЕС, что купить дополнительные объемы газа в Европе становится все труднее. Активность E.ON на Украине наряду с газовым конфликтом между Россией и Туркменией в тот период не привела к реализации угрозы монополии «Газпрома» на экспорт газа в Восточную и Центральную Европу. Однако немецкий концерн добился своей цели спустя год.

Кроме того, E.ON крайне заинтересован в успешной реализации проекта по созданию СЕГ. По планам руководства консорциума, СЕГ после его выхода через Балтийское море на территорию Восточной Германии должен быть привязать к уже существующей газопроводной системе Ruhrgas и с газопроводами Interconnеctor (из Бельгии в Великобританию) и BBL (из Нидерландов в Великобританию), что позволит концерну значительно упрочить свои позиции в регионе.

Одна из главных целей скандала — искусственно повысить капитализацию «Газпрома» в условиях либерализации акций этой компании и объективной передачи управления компанией иностранным инвесторам с последующим ее расчленением на ряд более мелких компаний в «интересах диверсификации рынка предложений природного газа на рынок». Также, по ряду оценок, обвальная либерализация и реструктуризация «Газпрома» приведут к резкому временному удорожанию акций «Газпрома», и продажа их в такой момент озолотит всех участников операции.

6. Среднесрочные перспективы для России в контексте складывающейся обстановки

По оценкам российских экспертов, для развития российской экономики в ее современной структуре переломными могут стать 2009–2011 гг.

Так, по прогнозу аналитиков МЭРТ, в 2009–2011 гг. резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов, и в то же время перестанут действовать защищающие внутренний рынок меры, предусмотренные на переходный период в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Кроме того, в этот период вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. МЭРТ предупреждает, что если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста, которая может сопровождаться значительными социальными издержками, усиленными растущим дефицитом пенсионной системы.

В этой обстановке продолжится реформирование и реструктурирование естественных российских монополий — прежде всего это РАО «ЕЭС» и «Газпром». Либерализация рынка акций последнего вместе с приходом к управлению команды иностранных менеджеров приведет к существенному росту внутренних тарифов на газ в рамках условий, выдвинутых для России на пути вступления в ВТО.

Это в свою очередь приведет к нарастанию социального недовольства, что скажется в резком нарастании центробежных сил, а в конечном счете — к резкому обострению внутренней напряженности в стране и возможному ее распаду на ряд независимых государств.

7. Выводы

Складывающаяся ситуация показывает, что на сегодняшний момент в мире продолжает нарастать напряженность, связанная с нежеланием ряда азиатских стран мириться с уготовленной для них ролью стран «третьего мира» и активно пытающихся воздействовать на развитие геополитической ситуации в мире.

Ставки в нынешней игре высоки, это дает основание предположить, что авторы проекта не остановятся ни перед чем, чтобы достичь желаемого результата. Характерно, что в качестве одного из средств борьбы используется также и «биологическое оружие» — вирусы таких заболеваний, как «птичий грипп» и «атипичная пневмония».

Россия играет в проекте существенную роль. Она призвана компенсировать потери ведущих стран Запада в энергоресурсах, которые происходят или могут произойти в результате проведения силовых акций в разных регионах планеты, направленных на решение задач проекта.

В целом одобрен курс на вступление России в ВТО как сырьевой страны, что соответствует историческим планам строителей Нового мирового порядка.

Важнейшим результатом проводимой политики внутри страны станет дальнейшее нарастание кризисных тенденций, которые перерастут в серьезный социально-экономический кризис уже к 2009 году. Выход из кризиса будет сопряжен с целой серией потрясений, самым опасным из которых может стать федерализация России, ее распад и превращение в некий союз независимых государств по югославскому варианту.

(9 апреля 2007 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов