21 сентября 2019 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
Религия
Леонтий (Филиппович) — архиепископ
Украинские шовинисты и самосвяты
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Религия
Игумен ГЕОРГИЙ (Шестун)
Место и роль мужчины во вселенской иерархии
 
 
 

Статьи: Общество


Историческое событие в Ныробе

По благословению Преосвященного Иринарха на месте заточения Михаила Никитича Романова была совершена панихида.

В истории рода Романовых и сейчас еще существует много «белых пятен». Ученые до сих пор бьются над загадками Смутного времени, не до конца изучены тайны дворцовых переворотов послепетровских времен, да и начало двадцатого века таит в себе много секретов, которые только предстоит открыть.

Были и войны, и бунты, и гонения. И были люди, о которых мы незаслуженно забыли. Об Иване Сусанине, спасшем род Романовых, знают сегодня все. О мученике Михаиле Никитиче Романове, родном брате Патриарха Филарета и дяде царя Михаила Феодоровича, знают, наверное, только историки. А ведь его жизнь, как и жизнь костромского крестьянина Ивана Сусанина, стала разменной монетой в жестокой битве за становление царского рода Романовых.

Михаил Никитич Романов был третьим сыном в семье боярина Никиты Романовича Юрьева (в схиме Нифонта), брата Анастасии Романовой, первой жены царя Иоанна Васильевича Грозного. Боярин Никита Юрьев был храбрым воеводой, народным печальником. За дело собирания и укрепления Руси он заслужил любовь русских людей.

С детства Михаил Никитич выделялся доброжелательным нравом и красивым, поистине богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к Государю, и в 1598 г. ему был пожалован чин окольничего (чин ниже боярского). Борис Годунов, вступивший в том же 1598 г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Но со временем (видимо, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к ним изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.

Михаил Никитич Романов был сослан по приговору государя в июне 1600 г. Братьев Романовых обвинили в колдовстве: Семен Годунов, родственник Бориса, подкупил Бартенева, второго казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями — «колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении ядов и зелий. Тюрьмой Михаила Никитича стала деревенька Ныробка, которая была крайним северным русским селением Перми Великой и в то время состояла из шести деревянных изб. Лютой зимой Михаила Никитича под конвоем доставили в замерзающую деревеньку, вырыли яму, накрыли ее бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 килограммов).

Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать ему пищу. Ныробские крестьяне прознали о жестоком обращении с узником, пытались носить ему пищу, но были пойманы и страшно наказаны. Шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Казань «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое: четверо скончались от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме.

Только малые дети могли тихонько прокрасться мимо охраны Михаила Никитича. Они-то и приносили узнику хлеб. Когда охран¬ники узнали об этом, не пощадили и детей.

Проведя около года в тесной, затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти.

В позднем ныробском письменном сказании указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало — построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит». Тело «ныробского мученика» было поднято из земли в полном нетлении (через несколько лет после кончины) и перенесено в Москву в усыпальницу Романовых в Ново-Спасском монастыре.

В 1619 г. Царь всея Руси Михаил Феодорович Романов повелел построить в Ныробе деревянный храм в честь явленной иконы свт. Николая Чудотворца (впоследствии по указу Екатерины II он был заменен каменным). В этом храме следовало ежегодно отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех, т.е. 6 сентября по ст. ст. (19 сентября по н. ст.). Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 г., но с ужесточением антицерковной политики государства храм был использован не по назначению и едва не разрушен... Новая жизнь стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых, принявшем мученическую смерть по оговору.

В самом конце лета 2007 г. директору Пермского паломнического центра «Пермь Великая» поступило предложение от общественности города организовать поездку в Ныроб к месту заточения Михаила Никитича Романова.

Подготовка к поездке началась незамедлительно. Первым делом было испрошено благословение у о. Герасима (Гавриловича), игумена Иоанно-Богословского мужского монастыря в Чердыни, на встречу и размещение небольшой, как ожидалось, группы паломников. О планах паломнического центра узнали работники Библиотеки духовного возрождения. Заместитель директора Любовь Павловна Зырянова предложила провести там, в Чердыни, круглый стол либо конференцию, посвященную памяти «ныроб¬ского узника» — Михаила Никитича Романова. В свою очередь, паломнический центр указал на необходимость получения благословения правящего архиерея, епископа Пермского и Соликам¬ского Иринарха, и важность участия в этом мероприятии духовества Пермской епархии. Вскоре благословение было получено, и в две-три недели все важные вопросы были решены.

И вот паломники отправились в город Чердынь. Вопреки ожиданию организаторов, желающих принять участие в поездке оказалось гораздо больше — около двухсот человек. Сотрудники паломнического центра продумали всю программу поездки заранее. Паломники посетили музей Истории веры, краеведческий музей (там находятся трехпудовые кандалы Михаила Никитича), а также совершили обзорную экскурсию по городу. Было организовано поочередное питание в кафе, размещение на ночлег в гостиницах, в храме и в пионерском лагере.

18 сентября по окончании вечерней службы в Иоанно-Богословском храме Чердыни началась научно-практическая конференция. В ее работе приняли участие священнослужители Перм¬ской епархии — благочинный Монастырского округа протоиерей Алексий Марченко, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря игумен Герасим (Гаврилович), наместник Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря игумен Варфоломей (Сибиряков), директор паломнического центра «Пермь Великая» иерей Ярополк Призюк.

Вел конференцию директор Пермского общественно-политического архива, кандидат исторических наук Михаил Геннадьевич Нечаев. Выступавшие говорили о драматических моментах в судьбе династии Романовых, о прошлом и будущем России. На конференции присутствовали журналисты каналов «Союз» и «АвтоТВ», газеты «Православная Пермь».

Конференция окончилась около 23 часов. Заключительное слово произнес протоиерей Алексий Марченко. Он говорил о необходимости проведения мероприятий по канонизации Михаила Никитича Романова в лике святых и сохранении его памяти.

Главное событие, которому и была посвящена вся поездка, состоялось 19 сентября. В семь часов утра автобусы с паломниками и гостями выехали из Чердыни в г. Ныроб. Там, в храме святителя Николая Чудотворца, состоялась Божественная литургия, которую совершил протоиерей Николай Тетерин. Ему сослужили игумен Герасим (Гаврилович), игумен Варфоломей (Сибиряков), иеромонах Варсонофий (Ширяев) и иерей Ярополк. Всего на службе присутствовало около ста пятидесяти человек, многие пожелали причаститься Святых Христовых Таин.

После литургии паломники прошли крестным ходом до места заточения Михаила Никитича. И вот, после 80-летнего забвения, здесь вновь была совершена панихида — именно 19 сентября, в день, назначенный в 1619 году Царем всея Руси Михаилом Феодоровичем Романовым.

(26 марта 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов