24 октября 2019 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
 
 
 

Статьи: Классика

Михаил Смолин
Протопресвитер Евгений АКВИЛОНОВ

Аквилонов Евгений Петрович (1861, Тамбовская губерния-30.03.1911, С.-Петербург) – протопресвитер, православный богослов. Родился в семье тамбовского кафедрального протоиерея. Пойдя по стопам своего отца, он оканчивает Тамбовскую Духовную семинарию, а вслед за тем и Санкт-Петербургскую Духовную академию в числе магистрантов (1886). Следующие двадцать четыре года посвящены Евгением Аквилоновым преподаванию в Санкт-Петербургской Духовной академии предмета православной апологетики. С 1890 – преподавал на кафедре введения в круг богословских наук. С 1899 – доцент, а с 1900 – профессор этой же кафедры. В 1903-1910 – профессор богословия в С.-Петербургском историко-филологическом институте.

В 1896 году Евгений Аквилонов принимает священнический сан и получает назначение служить в церкви Знамения Божией Матери в Санкт-Петербурге. В 1903 году он переводится в военное ведомство и становится настоятелем церкви Лейб-гвардии Кавалергардского Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полка.

Отдаваясь всецело богословской науке, Евгений Аквилонов всегда искал для себя как для ученого трудные задачи. Одной из таких задач – учению о Церкви – он посвятил свою магистерскую диссертацию «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» (1899); другой – доказательству Бытия Божия – докторскую диссертацию «О физико-телеологическом доказательстве Бытия Божия» (1905).

Будучи искренним патриотом-монархистом, он был близок, к Союзу Русского Народа и Русскому Собранию, и по всей видимости, состоял в них членом. Так известно, что 21 ноября 1905 года, о. Евгений Аквилонов произнес в собрании членов Союза Русского Народа доклад на тему «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям» (изданный затем отдельным изданием в 1906 году), а по случаю 40-го дня после кончины Святого Праведного Иоанна Кронштадтского говорил речь «Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении Слова Божия» (также впоследствии изданного книжкой в 1909 году).

Сохранилось воспоминание одного священника об отношении о. Евгения Аквилонова к Святому Николаю, Царю-Страстотерпцу. На очередном военном смотре о. Евгений Аквилонов говорил ему: «Смотрите, не пропустите момента, когда его Величество войдет и штандарты склонятся к его стопам! Минута трогательная! Спазмы схватывают горло, и слеза просится на глаза!».

Вместе со всеми верноподданными Государя, о. Евгений Аквилонов радовался в 1904 году появлению на свет Божий, Наследника Престола, Святого Алексия, Цесаревича-Страстотерпца и отозвался на это событие своеобразным сказанием «К рождению Государя Наследника» (1904).

Занятия богословием о. Евгением Аквилоновым, ярко выраженная апологетическая направленность его трудов, не редко способствовала и его отклику на темы на прямую связанные с политикой. Так не мало работ о. Евгения Аквилонова. связано с еврейским вопросом, как например: «Рабы Рима и Талмуда во II веке по Р.Х. и раввин Меир» (ряд статей из журнала «Странник» за 1889 год), «О сионизме. Ответ на «Открытое письмо» д-ра Гордона к проф. И.Г. Троицкому» (1905), «Иудейский вопрос. О невозможности предоставления полноправия русским гражданам из иудейского народа» (1907).

Будучи военным священником, о. Евгений Аквилонов не мог не отвечать на социалистическую и либеральную пропаганду постоянно ведшуюся в войсках всевозможными «освободителями», что и было исполнением им своего гражданско-патриотического долга. Им были написаны прямые, глубокие и вдохновенные охранительные работы против разрушителей Империи, как «Отповедь полкового священника на «Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии»» (1905), «Об истинной свободе и нравственном долге» (1905), «Христианство и современные события» (1905), «Против думской отрыжки» (1907).

Огромное количество всевозможных «религиозно-философских мнений и суждений» в среде интеллигенции «серебряного века» расходившиеся с учением православной Церкви находили в о. Евгении Аквилонове мудрого обличителя. Так против учений Л.Н. Толстого им была написана книга «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л.Н. Толстого) (1901). Он с честью выдержал многолетнюю полемику по вопросу о службе панихид над иноверцами: «Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (1905), «О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам» (1906), «Последний ответ г. А. Д-ву» (1907), «Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами» (1907), - стойко защищая не возможность православному духовенству совершать церковные моления над усопшими иноверцами. Столь же последовательно разъяснялось им строго церковное толкование заповеди «Не убий» – «Ответ на ст. г-на В.И. «Библия и смертная казнь» (1906), ««Не убий» по современному толкованию и по библейскому учению» (1906).

Будучи ученым апологетом и церковным пастырем, о. Евгений Аквилонов всю свою жизнь находился в состоянии борьбы со злом неправомыслия и духовным невежеством, будь то юридические теории в богословии или проповедь социал-демократических взглядов в армии, полемика по еврейскому вопросу, споры о восстановлении патриаршества или непозволительности служения панихид по иноверцам. Пожалуй, трудно указать на ту область человеческой жизни и церковного учения, которой бы не касался пастырь. Всюду о. Евгений Аквилонов находил православное решение этих проблем и своим писательским талантом апологета давал возможность правильно мыслить и другим.

За свою кипучую научную и пастырскую деятельность о. Евгений Аквилонов получил, чуть ли не все возможные тогда отличия и от церковных, и от светских властей. Он был ординарным профессором и доктором богословия Санкт-Петербургской Духовной академии, имел митру и палицу, а также наперсный золотой крест из кабинета его Величества. В 1910 году он был назначен протопресвитером Военного и Морского духовенства, то есть главой всего духовенства армии и флота Российской Империи.

Его любили и сослуживцы и паства, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам одного его сотрудника по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей».

Профессор, протопресвитер Евгений Аквилонов не прожил долгой жизни, он умер в 1911 году и по словам другого хорошо знавшего его священника, при всей внешней славе он был поистине муж скорбей. Магистерская диссертация принесла ему много огорчений и тревог, его жена умерла от саркомы горла, единственный сын почил, едва достигнув подросткового возраста, а его самого постигла тяжкая болезнь. Он умер от ползучей саркомы шеи. Опухоль при этой болезни захватывала головную, лицевую и грудную полости. Но не смотря на эту страшную болезнь, протопресвитер Евгений Аквилонов до смерти своей мужественно переносил все страдания и не прерывал своих богословских и служебных занятий.

Весь смысл жизни о. Евгения Аквилонова и логика его богословских и патриотических трудов может быть передана словами Давидовых псалмов, начертанных на его могиле: «Да живет душа моя, и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне».

Соч.: На рубеже двух заветов. Библейско-исторические очерки. Из ветхозаветной теократической жизни непосредственно пред появлением в мире христианства. СПб., 1888; Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику. СПб., 1894; Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о Ней как о Теле Христовом. СПб., 1894; Введение в круг богословских наук. СПб., 1898; О Божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством. СПб., 1904; Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1904; О физико-телеологическом доказательстве Бытия Божия. СПб., 1905; Отповедь полкового священника на «Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии». СПб., 1905; Об истинной свободе и нравственном долге. СПб., 1905; Христианство и современные события. СПб., 1905; О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб., 1905; Церковь Христова в деле нашего спасения: О двух путях к решению вопроса. СПб., 1905; О недозволенности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам. СПб., 1906; О Божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения. СПб., 1907; Против думской отрыжки. СПб., 1907; Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении слова Божия. СПб., 1909; Тайна Богочеловечества и ее значение для современной жизни. СПб., 1910; О Спасителе и о спасении. СПб., 3-е испр. и доп. изд. 1910; «Чти отца твоего и матерь твою…»: Объяснение 5-й заповеди Закона Божия. СПб., 1911; Бессмертие. СПб., 1912.

Изд.: в издательстве журнала «Москва» в серии «Православная мысль» вышла книга протопресвитера Евгения Аквилонова «О Спасителе и о спасении». М., 1997. (Составление, вступительная статья М.Б. Смолина).

(9 февраля 2007 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов