24 октября 2019 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
 
 
 

Статьи: Классика

Михаил Смолин
Киреевский Иван Васильевич

КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (22.03.1806 – 12.07.1856) – русский философ, публицист, литературный критик, славянофил.

22 марта 1806 года в семье отставного секунд-майора Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны (в девичестве Юшковой) родился первенец – Иван, будущий знаменитый славянофил и философ. В 1812 году Василий Иванович помогая бежавшим от Наполеона заразился тифом и умер. Двадцати двух летняя Авдотья Петровна осталась с тремя малолетними детьми на руках. Через три года она вышла вторично замуж за троюродного брата Алексея Андреевича Елагина.

В 1822 – семья переехала в Москву для продолжения обучения старших сыновей.

В 1824 – Иван Киреевский поступил в Архив министерства иностранных дел.

Первыми публикациями И.В. Киреевского были статья «Нечто о характере поэзии Пушкина» (Московский Вестник. 1828) и «Обозрение русской словесности за 1829 год» (Денница), сразу же обратившие внимание на автора всю читающую публику своего времени. Ему прочили славу литературного критика. Заканчивая свое «Обозрение» И.В. Киреевский писал: «Судьба каждого из государств Европейских зависит от совокупности всех других; - судьба России зависит от одной России. Но судьба России заключается в ее просвещении: оно есть условие и источник всех благ». Уже здесь в первых своих статьях И.В. Киреевский вышел на свои основные идеи о необходимости просвещения России и о его отношении к европейскому просвещению.

Испытав отказ выйти за него замуж от Натальи Петровны Арбеневой в 1829 году, Иван Киреевский в следующем году едет за границу. В Берлине он слушал Гегеля, был несколько раз у него дома, беседовал с ним; познакомился с Шеллингом, Океном и другими выдающимися немецкими учеными. Путешествие по Европе прервала страшная холера 1830 года и И.В. Киреевский спешно уехал в Россию.

По возвращении, И.В. Киреевский принимается за давно задуманное – начинает издание журнала «Европеец». В новом издании приняли участия В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, А.С. Хомяков, собирался принять участие с третьего номера А.С. Пушкин, но журнал был запрещен.

Запрещение издательской деятельности, в 1834 году неожиданно было рассеяно состоявшимся личным счастьем – на вторичное прошение руки и сердца Наталья Петровна Арбенева наконец дала свое согласие. Жена Ивана Киреевского была девушка глубоко церковная, духовная дочь старца московского Новоспасского монастыря Филарета, который многое сделал и для духовного возмужания Ивана Васильевича.

Предчувствуя философские возможности И.В. Киреевского А.С. Хомяков в 1848 году адресовал ему дивное стихотворение:

Ты сказал нам: «за волною

Ваших мысленных морей

Есть земля – над той землею

Блещет дивной красотою

Новой мысли эмпирей».

Распусти жь твой парус белый,

Лебединое крыло,

И стремися в те пределы,

Где тебе, наш путник смелый,

Солнце новое взошло;

И с богатством многоценным

Возвратившись снова к нам,

Дай покой душам смятенным,

Крепость волям утомленным,

Пищу алчущим сердцам!

С конца тридцатых, в сороковые годы начинаются споры славянофилов и западников, становясь с каждым годом все непримиримее и непримиримее. Смысл расхождения этих двух групп, пожалуй никто не выразил более кратко и четко, как Герцен. Говоря о И.В. Киреевском, он постулировал, что «между им и нами была церковная стена». И действительно, Церковь, отношение к ней, и более правильно и точно пребывание в Ней или только «около церковных стен» - было тем существенным различием которое уже в свою очередь определяло и другие философские, исторические, политические и прочие отличия сторон.

В 1844-1845 – И.В. Киреевский ненадолго берет на себя редактирование журнала «Москвитянин», но вскоре отказывается от этого дела.

Писательская активность И.В. Киреевского жестко зависела от возможности напечатать, то что он пишет. От того то все его статьи пишутся только тогда когда у славянофилов появляется возможность издавать какой-нибудь сборник или журнал.

Так в 1852 году в «Московском сборнике» появляется его статья «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России».

«Самое торжество ума европейского обнаружило односторонность его коренных стремлений; потому что при всем богатстве, при всей, можно сказать, громадности частных открытий и успехов в науках, общий вывод из всей совокупности знания представил только отрицательное значение для внутреннего сознания человека; … Многовековой холодный анализ разрушил все те основы, на которых стояло европейское просвещение от самого начала своего развития; так что собственные его коренные начала, из которых оно выросло, сделались для него посторонними, чужими, противоречащими его последним результатам».

В России же отсутствовали три основные основы которые действовали в Европе: древне-римский мир, католичество, и возникшая из завоеваний государственность. «Рассудочность, - писал И.В. Киреевский, - проникавшая римскую жизнь во всех ее проявлениях, отразилась и в умственной особенности Запада, всюду заменяя внутреннее содержание; она заразила собою и западное христианство. Политическая же жизнь Запада основалась на насилии». Насилие в основании и должно в конце концов разрушить просвещенность Запада.

Отсутствие завоевания при начале государства в России, не абсолютность границ между сословиями, правда внутренняя, а не право внешнее, таковы по мнению И.В. Киреевского отличительные черты древне-русского быта.

В Святоотеческой мысли, в Православной вере, И.В. Киреевский видел духовную альтернативу европейской образованности, ту альтернативу которая может создать новую русскую философию. Он хотел, «чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших; чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие, а чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России».

В 1856 году в «Русской беседе» была напечатана последняя статья И.В. Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии».

Философия на Западе дошла до своего крайнего редела развития. Есть желание противопоставить рационализму философские учения основанные на вере, но на деле получается констатация лишь того постулата, что вера несовместима с разумом.

Отпадение от Запада от Церкви привело к первому раздвоению «в самом основном начале Западного вероучения, из которого развилась сперва схоластическая философия внутри веры, потом реформация в вере и наконец философия вне веры. Первые рационалисты были схоластики; их потомство называется гегельянцами».

«Чем свободнее, чем искреннее верующий разум в своих естественных движениях, тем полнее и правильнее стремится он к Божественной истине. Для православно-мыслящего учение Церкви не пустое зеркало, которое каждой личности отражает ее очертание; не Прокрустова постель, которая уродует живые личности по одной уловной мерке; но высший идеал, к которому только может стремиться верующий разум, конечный край высшей мысли, руководительная звезда, которая горит на высоте неба и, отражаясь в сердце, освещает разуму его путь к истине». Он не говорил о простом возобновлении философии Св. Отцов «возникшая из отношения веры к современной образованности, она должна была соответствовать и вопросам своего времени, и той образованности, среди которой она развилась. Развитие новых сторон наукообразной и общественной образованности требует и соответственного им нового развития философии. Но истины, выраженные в умозрительных писаниях Св. Отцев, могут быть для нее живительным зародышем и светлым указателем пути».

«Противопоставить эти драгоценные и живительные истины современному состоянию философии, проникнуться, по возможности, их смыслом, сообразить в отношении к ним все вопросы современной образованности, все логические истины, добытые наукой, все плоды тысячелетних опытов разума среди его разносторонних деятельностей; изо всех этих соображений вывести общие следствия, соответственные настоящим требованиям просвещения, - вот задача, решение которой могло бы изменить все направление просвещения в народе, где убеждения Православной веры находятся в разногласии с заимствованной образованностью».

В 1856 году И.В. Киреевский приехал в С.-Петербург к оканчивавшему лицей старшему сыну, заболел холерой и 12 июня скончался.

Вот как писал в своем некрологе на смерть И.В. Киреевского А.С. Хомяков: «Сердце, исполненное нежности и любви; ум обогащенный всем просвещением современной нам эпохи; прозрачная чистота кроткой и беззлобной души; какая то особенная мягкость чувства, дававшая особенную прелесть разговору; горячее стремление к истине, необычайная тонкость диалектики в споре, сопряженная с самой добросовестною уступчивостью, когда противник был прав, и с какой то нежной пощадою, когда слабость противника была явною; тихая веселость, всегда готовая на безобидную шутку, врожденное отвращение от всего грубого и оскорбительного в жизни, в выражении мысли или в отношениях к другим людям; верность и преданность в дружбе, готовность всегда прощать врагам и мириться с ними искренно; глубокая ненависть к пороку и крайнее снисхождение в суде о порочных людях; наконец, безукоризненное благородство, не только не допускавшее ни пятна, ни подозрения на себя, но искренно страдавшее от всякого неблагородства, замеченного в других людях: таковы были редкие и неоцененные качества, по которым Иван Васильевич Киреевский был любезен всем, сколько-нибудь знавшим его, и бесконечно дорог своим друзьям».

Соч.: Полное собрание сочинений. Т. 1-2. М., 1861; Полное собрание сочинений. Т. 1-2. М., 1911.

Лит: Князем Г. Братья Киреевские. СПб., 1898; Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899.

(4 июня 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов