20 августа 2017 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
 
 
 

Статьи: Классика

Михаил Смолин
Кудрявцев-Платонов В.Д. — крупнейший теистический философ

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ (09.11.1828, погост Кудерев, Новоржевского уезда, Псковской губернии – 1891, Сергиев Посад) – крупный русский философ.

Знаменитый в духовных академических кругах профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов был родом из Псковской губернии, Новоржевского уезда, погоста Кудерев, где он родился 9 ноября 1828 года в семье полкового священника Дмитрия Алексеевича Кудрявцева. С детства Виктор ездил вместе с семьей отца по разным местам его службы, постоянно меняя учебные заведения. Он учился в Варшавском духовном училище, Волынской, Могилевской и Черниговской духовных семинариях. Подобная частая смена мест учебы, должна была бы отрицательно сказаться на образовании будущего философа, если бы не его удивительные таланты, раскрывшиеся в полной мере в Московской духовной академии, куда он поступил в 1848 году. Во все годы учебы в академии В.Д. Кудрявцев был первым учеником на курсе. За такие превосходные успехи ему присудили именную стипендию митрополита Платона, которая давала право на ношение почетной фамилии Платонов. За всю историю духовной академии такое право получили всего несколько человек.

По окончании Московской духовной академии В.Д. Кудрявцев-Платонов был оставлен на кафедре философии для преподавательской деятельности: с 1857 года – в должности экстраординарного профессора, а с 1858 – ординарным профессором. Он читал метафизику, историю древней и новой философии. В 1873 году – В.Д. Кудрявцев-Платонов защитил докторскую диссертацию «Религия, ее сущность и происхождение».

Любовь к родной Академии у В.Д. Кудрявцева-Платонова не знала колебаний, никакие предложения не могли подвигнуть профессора променять свою академическую кафедру, на университетскую. Так, когда он преподавал философию Цесаревичу Николаю Александровичу (неожиданно впоследствии умершему в 1865 году), ему предлагали перейти на кафедру философии в Императорский Московский университет. А в следующем 1861 году, министр народного просвещения Е.В. Путятин, просил его занять кафедру философии в Императорском С.-Петербургском университете. Оба предложения были со смирением отклонены философом. Совершенно понятно желание властей иметь в светском высшем учебном заведении умного противника все более распространявшихся в 60-е годы материалистических идей. Но философ, связывал свою жизнь и свое творчество с Церковью и хотел служить Ей своим философским талантом в родной Духовной академии.

Для В.Д. Кудрявцева-Платонова философия являлась ценностью, поскольку давала способ рационального осмысления религии и обоснования бытия Бога. Основной задачей философии профессор считал: «рациональное, философское обоснование и доказательство тех истин религии, которые по своему содержанию могут быть доступны разуму» (Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т. II. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1893. С. 81-82).

Особое внимание в его философии занимала философия религии, понимаемая как обоснование бытия Бога.

Философия была для него наукой об абсолютном и идеях, в их взаимной связи и в проявлении в бытии феноменальном. В идеях, он различал две стороны в познаваемых предметах – идеальную (идею предмета) и феноменальную (его явление). В.Д. Кудрявцев-Платонов считал, в противоположность учению Платона, что идея предмета не отделима от самого предмета. Для него идея предмета была заключена в самом предмете и являлась его идеальной стороной, как постоянная и неизменная сущность.

Предметом для философии профессор В.Д. Кудрявцев-Платонов полагал идеальный мир, в котором существуют различные идеи, каждая в отдельности не могущая претендовать на полноту истины. Из этого он выводил необходимость существования Абсолютной идеи, которая венчает иерархию идей существующих в мире.

«В силу этой абсолютной идеи, - писал В.Д. Кудрявцев-Платонов, - все прочие идеи не представляют собой ряда разрозненных и независимых друг от друга начал, но образуют одно гармоническое целое, - идеальный мир, восходящий по ступеням развития и завершаемый идеей абсолютного, которая является в то же время и основанием, и венцом существующего, абсолютным началом и последней целью бытия» (В.Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Сергиев-Посад, 1892. Т. I. Вып. 1. С. 33).

Профессор никогда не ставил задачей для философии постижение тайны бытия Божия, он считал это не возможным для человеческого ограниченного ума. Постижение бытия Божия для него мыслилось только как частичное, ограниченное, не полное «…невозможно – писал он, - сколько-нибудь удовлетворительно для разума объяснить такое существование и всеобщее явление жизни рода человеческого, как религия, без признания истины бытия Существа верховного как высочайшего предмета религиозной веры» (В.Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Сергиев-Посад, 1893. Т. II. Вып. 1. С. 132).

Исходя из своей мысли о завершенной иерархии идей, он ставил себе задачу в построении своей системы философии объединить традиционно сложившиеся два философских направления идеалистическое и материалистическое в одном высшем теистическом начале.

Материализм и идеализм для академического профессора не составляли столь значимой противоположности, сколь привыкли приписывать им многие другие философы. Он находил их общую односторонность в воззрении на мир, при отсутствии в этих системах понятия о личном Божестве, и видел возможность перехода обоих мировоззрений к атеизму.

Критикуя материалистов он защищал бытие духовное, а критикуя идеалистов – бытие материальное, и объединял эти два течения мысли в теистическом синтезе своего трансцендентального монизма. Его глубоко не удовлетворяло и простое сосуществование двух отдельных миров духовного и материального, без объединения их в высшем одном начале. Он писал «духовная и материальная сторона бытия до такой степени тесно связаны между собою в составе общего мирового бытия, до такой степени условливают собою взаимную связь и отношение различных предметов мира, образуя из них единую, целостную и гармоническую Вселенную, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два безусловно отличные, не зависимые друг от друга противоположные начала» (Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т. I. Вып. 2. С. 184).

Глубокое влияние на В.Д. Кудрявцева-Платонова оказали его учитель профессор, протоиерей Ф.А. Голубинский и профессор В.Н. Карпов.

Особую роль в своей философии В.Д. Кудрявцев-Платонов отводил теории идей. Основными идеями для него были идеи истины, добра, красоты, которые он объединяет в идее совершенства. И истине, и добру, и красоте свойственно совершенство, к которому стремятся, но само совершенство носит абсолютный характер, оно метафизично, внемирно. Эти размышления выводили философа к идее Абсолютного, которым для него был персонифицированным Существом - Божеством.

«Осмеливаемся думать, - писал В.Д. Кудрявцев-Платонов, - что высшая и самостоятельная цель философского образования есть установление здравого, согласного с началами религии, философского миросозерцания, потребность которого естественно законно вытекает из самого строя разумной природы человека».

«Философская система Кудрявцева-Платонова, - пишет современная исследовательница его творчества, - есть система трансцендентального монизма, в центре которой лежит понятие Абсолюта, Бога, являющегося Творцом мира и человека и гарантом единства духа и материи. Вера в Бога должна подкрепляться рациональными обоснованиями. Человек познает Бога непосредственно, с помощью естественного откровения – постоянного действия Божества на дух человека и рационально обосновывает его бытие» (Цвык И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. М., 1997. С. 53).

«Его сочинения, - писал наследник его философской кафедры профессор А.И. Введенский, - запечатлены печатью какой-то особенной величавости и обаятельного спокойствия, напоминающего своим характером творения философов древности. Всегда серьезно-ровное и безусловно чуждое всякой тени полемического задора, глубокое и прозрачное-ясное, логически-последовательное и изящно-стройное, по местам согретое пафосом религиозного и нравственного одушевления, изложение Виктора Дмитриевича производит неотразимое впечатление и невольно увлекает читателя, перенося его в прозрачные и чистые сферы мира идеального» (Введенский А.И. О характере, составе и значении философии Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова // В.Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Т. I. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1893. С. 59-60).

В личной жизни философ по воле Божией нашел то заботливое женское внимание, при котором он мог предаваться своим философским штудиям. Со своей женою, Капитолиной Васильевной (урожденной Зверевой), он прожил ровно 35 лет душа в душу, взаимно любя друг друга. Она умерла в январе 1891. Виктор Дмитриевич глубоко переживал эту незаменимую для него потерю, все более страдал полученным еще в С.-Петербурге хроническим катарром дыхательных путей и вскоре умер в том же году. Перед смертью исповедовался и причастился Св. Тайн.

Его смерть была огромной утратой для Московской духовной академии.

На одном из множества венков возложенных на гроб В.Д. Кудрявцева-Платонова была написана фраза, которая являлась для него философским девизом его творчества: «как растение без корня, так знание без веры невозможно» (В.Д. Кудрявцев-Платонов. Метафизический анализ идеального познания. Харьков, 1889. С. 119).

Соч.: Религия, ее сущность и происхождение. Сергиев Посад, 1879; Метафизический анализ идеального познания. Харьков, 1889; Сочинения. Т. I-II. Сергиев Посад, 1892-1893.

Лит.: Цвык И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. М., 1997.

(16 июня 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов