20 августа 2017 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
 
 
 

Статьи: Классика

Михаил Смолин
Византинист — Юлиан Кулаковский

КУЛАКОВСКИЙ ЮЛИАН АНДРЕЕВИЧ (13.06.1855, г. Поневеж, Ковенской губернии - 1919) – русский историк, византинист, антиковед, археолог.

Брат П.А. Кулаковского. Отец его окончил С.-Петербургскую Духовную Академию, кандидатом богословия и был настоятелем церкви в г. Поневеж и законоучителем в поневежской гимназии. Умер когда Ю.А. Кулаковскому было 5 лет.

С 1865 – был принят в Виленскую гимназию, а с 1871 – перешел доучиваться в катковский Лицей в память Цесаревича Николая. Окончил последний в 1873 году. Затем Ю.А. Кулаковский закончил курс в Императорском Московском университете по классическому отделению историко-филологического факультета. В 1876 году он исполнял должность тутора в Лицее в память Цесаревича Николая. В 1878-1880 – в научной командировке за границей, где он побывал в Боннском, Берлинском и Тюбингенском университетах. В 1883 году защитил магистерскую диссертацию «Коллегии в Древнем Риме». С 1883 – доцент в Императорском киевском университете Св. Владимира по кафедре римской словесности.

Член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук с 1906 года. Профессор Императорского киевского университета Св. Владимира. Участник консервативного академического движения.

Главный труд Ю.А. Кулаковского, его «История Византии» – капитальное исследование по византиноведению. Этот трехтомный труд, выходивший в Киеве с 1910 по 1915 год, явился в свое время первой в русской исторической литературе обобщающей работой по истории Византийской Империи.

Исследование Ю.А. Кулаковского вызвало в свое время активную критику ученой среды, проникнутой партийно-либеральной идеологией. Автора «Истории Византии» упрекали в пристрастности, в отсутствии академизма в изложении материала; требовали умеренности в похвалах византийским императорам и указывали на невнимание к модной тогда в России теории социальной борьбы, проигнорированной Ю.А. Кулаковским Наибольшее негодование у «передовых» оппонентов вызывала религиозная доминанта во всей истории Византии.

Ю.А. Кулаковский действительно не скрывал своих исторических пристрастий – у него был любимый тип православного Государя, умевшего, как Феодосии II, охранять спокойствие византийского общества и утвердившего монархическую идею на основе православных воззрений. Ю.А. Кулаковский стремился дать русскому обществу понятную и живую византийскую историю – историю Империи, так много давшей России и так мало оцененной не только ею, ибо «взгляд на Византию» имел задолго до исследования нашего ученого строго очерченные границы и намертво расставленные акценты.

Эпоха Византии, обнимающая собою свыше тысячелетия (395–1453), получила в западной историографии под влиянием революционно-просветительских идей XVIII века пренебрежительное наименование средних веков – некоего регрессивного и переходного времени от античности к Возрождению. Долгое время Византийская эпоха полагалась периодом темным в человеческой истории, и вслед за Гиббоном историю Византии считали лишь историей упадка и разрушения Римской Империи, не находя в ней ничего самобытного и отличного от Первого Рима.

Знания о Византии были долгое время столь туманны, что только усилиями таких византинистов XIX– начала XX века, как Финлей, Гопф, Герцберг, Бюри, Гельцер, Гесселинг, Крумбахер, стало возможно изменить восприятие византийской истории. В это же время сложилась и отечественная школа византинистики, представленная именами А.П. Лебедева, А.А. Спасского, Ф.А. Курганова, Ф.А. Терновского, Н.А. Скабалоновича, В.В. Болотова, И.В. Попова, И.И. Соколова, В.Г. Васильевского, Ф.И. Успенского, А.А. Васильева и других.

Чем более развивалась византинистика, чем более она углублялась в предмет своего изучения, тем больший интерес вызывала в России Империя – наследница великого Рима, ибо Византийская Империя почти до самого последнего времени своего существования занимала особое, первенствующее место в культурном мире, распространяя среди варварских племен идеалы христианской жизни.

Эпоха Византии – это время тринитарных споров, выработавших правильное понимание догмата о Святой Троице, Вселенских соборов, защитивших истину Православия. Это время формирования новых романо-германских и славянских государств, появления ислама. Это время бесконечных волн восточных завоевателей – начиная с гуннов IV в. и кончая турками века XV. Это время расцвета иконописи, храмовой архитектуры, святоотеческого богословия, государственной и военной мысли.

Для нас, русских, наследие христианского нового Рима (Византии) несравненно более значительно, нежели наследие языческого Древнего Рима. Византийская история явилась как бы введением в историю России, выработала те религиозные и государственные основы, которые в русской истории вновь были реализованы как православный идеал жизни, но уже на особенной, русской почве. «Наше русское прошлое, – пишет Ю.А. Кулаковский, – связало нас нерасторжимыми узами с Византией, и на этой основе определилось наше русское национальное самосознание» (История Византии. Т. 1. С. 7).

Это капитальное научное исследование русского византиниста помогает понять, что Россия – не одинокий сфинкс в истории, не «историческое недоразумение» (как говорили и говорят до сих пор). При всей самобытности нашей истории – мы являемся продолжателями великой исторической традиции в православном мире. Такой взгляд на Россию никогда не был чужд и честным ученым Запада. Так, немец Гельцер в «Очерке византийской императорской истории» писал: «Русский царь сочетался браком с царевной из дома Палеологов; венец Константина Мономаха был возложен в Кремле на самодержца всея Руси. Русское государство представляет собою действительное продолжение Византийской Империи. И если св. София будет когда-либо возвращена истинной вере, если Малая Азия будет когда-либо вырвана из рук отвратительно хозяйничающих там турок, то это может быть сделано только русским царем... Константинопольским императором может стать только защитник православной веры, русский царь, поскольку он серьезно проникнется великими обязанностями, связанными с этой задачей». Эти слова были написаны Гельцером во время борьбы Германии за господство в Европе...

Все последнее десятилетие было отдано нашими современными учеными, историками, публицистами и издателями традиционно-консервативного направления выявлению масштаба нашей самобытности – «русской идее», «русскому самосознанию», «русскому опыту». Сегодня же, как представляется, возникает новое движение «вглубь» – «по вертикали», которое дает особенному духу русской истории прочный и мощный фундамент. Будучи частями общей истории православного мира, Византия и Россия являются следующими друг за другом эпохами в истории этого мира. Православный мир, как говорил знаменитый филолог-славист Ламанский, есть мир «Срединный» – самобытный и непереходящий ни в латино-протестантский запад, ни в мусульмано-буддийский Восток. Именно поэтому византийская история во многом является «введением» в русскую; именно поэтому главнейшие русские идеалы Веры и Государственности корнями уходят во времена Византии, предшествующей России и передавшей ей тяжелый крест Империи.

Соч.: Надел ветеранов землей и военные поселения в Римской Империи. Киев, 1881; Коллегии в Древнем Риме. Опыт по истории римских учреждений. Киев, 1882; Италия при Римских Императорах. Киев, 1884; К вопросу о начале Рима. Киев, 1889; Христианская Церковь и римский закон в течение двух первых веков. Киев, 1892; Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев, 1899; Прошлое Тавриды. Киев, 1906; Римское государство и его армия в их взаимоотношениях и историческом развитии. СПб., 1909; История Византии. Т. 1. (395-518). Киев, 1910. Т. 2. (518-602). Киев, 1912. Т. 3. (602-717). Киев, 1915.

Изд.: История Византии. Т.1-3. СПб., 1996; Т. 1-3. СПб., 2003-2004.

Лит.: Serta Borysthenica. Сборник в честь заслуженного профессора Университета Св. Владимира Юлиана Андреевича Кулаковского. Киев, 1911; Соболевский А.И. Ю.А. Кулаковский (1855-1919). Некролог. Пг., 1919.

(18 июня 2008 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов