Новые статьи дневника:
Михаил Смолин (1 декабря 2006 г.)
Империя — это русская свобода. Свобода честного, законопослушного гражданина, которая противоположна демократическим свободам. «“Державы” иного, — писал М.О. Меньшиков, — более древнего, более близкого к природе типа, именно монархические, в состоянии гораздо легче, чем “республиканские штаты”, регулировать бедность и богатство, защищая слабое и отставшее большинство подданных от слишком уж прогрессирующих по части кармана»читать
Михаил Смолин (28 ноября 2006 г.)
«Империя, — писал Михаил Меньшиков, — как живое тело — не мир, а постоянная и неукротимая борьба за жизнь, причем победа дается сильным, а не слюнявым. Русская империя есть живое царствование русского племени, постоянное одоление нерусских элементов, постоянное и непрерывное подчинение себе национальностей, враждебных нам. читать
Михаил Смолин (24 ноября 2006 г.)
«Троноспособность» — основа имперского сознания. Можно не стремиться в Отечество Небесное, но тогда смерть духовная неизбежна; можно не делать ничего для своего Отечества земного, но тогда зачем нужен такой гражданин Отечеству Небесному?!читать
Михаил Смолин (19 ноября 2006 г.)
Духовные корни территориального сокращения России. Территория России сокращается, чахнут ее силы. А почему? Не потому ли, что по свержении Монархии и разрушении Российской Империи мы стали инертны и сами готовы сузить размеры своего влияния в стране и мире. читать
Михаил Смолин (16 ноября 2006 г.)
Тот, кто сегодня выступает против сильной государственной власти, хочет сохранить лишь свою личную власть и отстаивает лишь свои личные интересы. Нам нужен особый, временный период управления — период диктатуры восстановления государственности.читать
Михаил Смолин (13 ноября 2006 г.)
Имперский консерватизм необходим для движения против течения, для создания почвы, на которой со временем могло бы вырасти здание Русского Дома; почвы, периодически уничтожаемой новыми социальными переворотами.читать
Имперский дневник:
Принцип Царского Самодержавия
Михаил Смолин
Самодержавие явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово Самодержавие очень старое и появляется в древнерусской письменности за долго до официального принятия его как титула Московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий Князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал с одной стороны преемство с Византийскими василевсами, а с другой подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.
Сам термин «Самодержавие» состоит из двух слов «само» и «державие», при чем как говорят некоторые исследователи (например, профессор И.Т. Тарасов) слово «сам» в древнерусской литературе иногда понималось как — держава, то есть власть или управление1.
Однако слово «само» имело и другое значение — высшую степень чего-либо.
Слово «державие» означает естественно в свою очередь — власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет и не может быть никакой другой равнодержавной власти»2.
Таким образом Самодержавие есть владение Верховной Властью в силу самостоятельного независимого и неограниченного могущества. Такое понимание Самодержавия уяснилось для Русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?» и в другом месте «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи»»3.
1. См. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. III. С. 256; Материалы для истории письмен, издание Московского университета к столетию, в отделе материалов Ф.И. Буслаева. Т. V. С. 50.
2. Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7.
3 Цит. по книге Тихомирова Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 245.