22 июля 2017 г.

Новые статьи дневника:

Империя и империализм 14
Михаил Смолин (1 декабря 2006 г.)
Империя — это русская свобода. Свобода честного, законопослушного гражданина, которая противоположна демократическим свободам. «“Державы” иного, — писал М.О. Меньшиков, — более древнего, более близкого к природе типа, именно монархические, в состоянии гораздо легче, чем “республиканские штаты”, регулировать бедность и богатство, защищая слабое и отставшее большинство подданных от слишком уж прогрессирующих по части кармана»читать
Империя и империализм 13
Михаил Смолин (28 ноября 2006 г.)
«Империя, — писал Михаил Меньшиков, — как живое тело — не мир, а постоянная и неукротимая борьба за жизнь, причем победа дается сильным, а не слюнявым. Русская империя есть живое царствование русского племени, постоянное одоление нерусских элементов, постоянное и непрерывное подчинение себе национальностей, враждебных нам. читать
Империя и империализм 12
Михаил Смолин (24 ноября 2006 г.)
«Троноспособность» — основа имперского сознания. Можно не стремиться в Отечество Небесное, но тогда смерть духовная неизбежна; можно не делать ничего для своего Отечества земного, но тогда зачем нужен такой гражданин Отечеству Небесному?!читать
Империя и империализм 11
Михаил Смолин (19 ноября 2006 г.)
Духовные корни территориального сокращения России. Территория России сокращается, чахнут ее силы. А почему? Не потому ли, что по свержении Монархии и разрушении Российской Империи мы стали инертны и сами готовы сузить размеры своего влияния в стране и мире. читать
Империя и империализм 10
Михаил Смолин (16 ноября 2006 г.)
Тот, кто сегодня выступает против сильной государственной власти, хочет сохранить лишь свою личную власть и отстаивает лишь свои личные интересы. Нам нужен особый, временный период управления — период диктатуры восстановления государственности.читать
Империя и империализм 9
Михаил Смолин (13 ноября 2006 г.)
Имперский консерватизм необходим для движения против течения, для создания почвы, на которой со временем могло бы вырасти здание Русского Дома; почвы, периодически уничтожаемой новыми социальными переворотами.читать
 
 
 

Имперский дневник:
Принцип Царского Самодержавия

Михаил Смолин

Самодержавие явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово Самодержавие очень старое и появляется в древнерусской письменности за долго до официального принятия его как титула Московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий Князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал с одной стороны преемство с Византийскими василевсами, а с другой подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.

Сам термин «Самодержавие» состоит из двух слов «само» и «державие», при чем как говорят некоторые исследователи (например, профессор И.Т. Тарасов) слово «сам» в древнерусской литературе иногда понималось как — держава, то есть власть или управление1.

Однако слово «само» имело и другое значение — высшую степень чего-либо.

Слово «державие» означает естественно в свою очередь — власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет и не может быть никакой другой равнодержавной власти»2.

Таким образом Самодержавие есть владение Верховной Властью в силу самостоятельного независимого и неограниченного могущества. Такое понимание Самодержавия уяснилось для Русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?» и в другом месте «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи»»3.

1. См. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. III. С. 256; Материалы для истории письмен, издание Московского университета к столетию, в отделе материалов Ф.И. Буслаева. Т. V. С. 50.

2. Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7.

3 Цит. по книге Тихомирова Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 245.

(8 сентября 2006 г.)